По ту сторону дизайна: бизнес-взгляд на индустрию моды

Колумнисты
12.05.2015
ТЕКСТ: admin
ПОДЕЛИТЬСЯ

Колумнист CFO FLOW Сергей Баланюк Все статьи колумниста > Последние месяцы беременности Виктории мы жили в Вене. Виктория всегда испытывала интерес к творчеству, но именно в то время, она имела возможность посетить много галерей, выставок, парков. Сама архитектура и атмосфера Вены способствовали и давали возможность в полной мере удовлетворить этот интерес. Несколько позже, уже в

ПОДЕЛИТЬСЯ

IMG_0196


Последние месяцы беременности Виктории мы жили в Вене. Виктория всегда испытывала интерес к творчеству, но именно в то время, она имела возможность посетить много галерей, выставок, парков. Сама архитектура и атмосфера Вены способствовали и давали возможность в полной мере удовлетворить этот интерес. Несколько позже, уже в Киеве, Вика захотела попробовать порисовать. Поначалу я отнесся к этому иронично, но, увидев результат, понял, как ошибался – вышло у нее здорово. Поэтому, когда вслед за этим она сказала: «Я хочу организовать дизайнерский брэнд и создавать одежду», подошел к ее задумке уже серьезнее — наверное, увидел, что на самом деле творчество ей очень близко. Вика предложила Веронике (сестре) присоединиться и они пошили коллекцию очень быстро, прямо неожиданно быстро. Так все и закрутилось. Популяризировать свою работу она начала через Instagram и, когда я увидел, какой она получает фидбэк, понял, что занятие это очень перспективно.

Поначалу мы вообще не рассматривали Украину, как наш рынок продаж, ориентировались на Западную Европу, в первую очередь интересовались Бельгией и Нидерландами. Разумеется, мы до сих пор не списываем эти страны со счетов, но вектор несколько сместился на Францию, Великобританию и Италию: уже несколько раз побывали на выставках в Париже. С точки зрения получения коммерческого результата — это было совершенно неоправданно, но зато невероятно полезно для наработки контактов, знакомств, повышения узнаваемости бренда. Там же мы познакомились с Софией Чкония и Майклом Хадида, которые посоветовали отбросить скромность, не стесняться и подходить буквально ко всем, представлять бренд. Я, кстати, для себя придумал отличный способ запоминать лица всех фэшн-инсайдеров, с которыми мы могли бы встретиться на выставках: просто включил в кабинете Fashion TV и он вещает у меня фоном целый день.

IMG-20150507-WA0000

Майкл Хадида, София Чкония, Сергей и Виктория Баланюк

Перед тем, как объявить о создании бренда, Вика достаточно неплохо изучила этот вопрос. Она практически сразу сказала, какие именно выставки ее интересуют, знала, что обязательно надо отшивать минимум две коллекции, показывать эти коллекции на подиуме. Вика очень быстро начала набирать обороты – это было для меня неожиданно, но, разумеется, приятно. Поехав впервые на выставку, я столкнулся – к своему приятному удивлению – с очень серьезным, структурированным бизнесом.

Первая выставка, которую мы посетили – это была выставка тканей в Париже “Premiere Vision”. Масштабы этого сегмента модной индустрии во Франции и в Италии меня абсолютно поразили: все быстро, ладно, четко, грамотно, они представляют ткани на 1,5 года вперед, а тренды на 2-3 года вперед. Мой первый бизнес был связан с государственным бюджетом, и мне давно хотелось заняться чем-то, далеким от него, бизнесом, который будет зависеть исключительно от нашего профессионализма и упорства, а не от наличия связей и симпатий к той или иной политической силе.

IMG_0217

Сергей Баланюк и Юлия Граждан в офисе Flow the Label

Безусловно, связи и знакомство в модной индустрии тоже имеют огромное значение, но, если ты делаешь качественный продукт, тебя обязательно заметят. После того, как Вика занялась модой, я начал погружаться в это дело одновременно с ней, и с самого начала понял, что это нужно воспринимать, как серьезный бизнес.

В моем понимании, построение нового бизнеса занимает от трех до пяти лет. На данном этапе мы только создали продукт, ознакомились с правилами игры и работаем над формированием брэнда, так что реальные результаты получим только года через три. Так или иначе, через полгода мне хотелось бы выйти на точку безубыточности, а через полтора-два года – вернуть вложенные инвестиции. И, соответственно, после этого – получать дивиденды.

Почему мне кажется, что понадобится именно три года? Среди прочего, это связано с тем, что нужно завоевать доверие прессы, агентов, байеров, клиентов, показать им динамику, стабильность, стиль, последовательность развития бренда на протяжении нескольких сезонов. Кстати, вот сейчас Украина очень интересна с точки зрения производства: кризис, как по мне, отличное время начинать новое дело, так как активы, трудовые ресурсы, стоят гораздо меньше. Меня не пугает это время. К тому же мы все-таки начали присматриваться и к украинскому рынку: нас начали узнавать, нами начали интересоваться, конечно, теперь он постепенно становится нам интересен.

IMG_0037

Для себя я разделил дизайнерский бизнес в Украине на несколько моделей. Большая часть дизайнеров в Украине работают по модели дизайнерских ателье. В случае, если Вы не ставили себе именно эту модель приоритетом, то я бы не рекомендовал организовывать работу в таком ключе. Дизайнер вынужден лично уделять время каждому клиенту. Итого, если он выпьет чаю с каждым из них, не спеша примерит коллекцию – то потратит минимум два-три часа в день. Несложно подсчитать, скольких клиентов он успеет обслужить за день. Кроме того, часто такие клиенты требуют индивидуального подхода, что может выходить за рамки модельного и размерного ряда коллекции. В данном случае получается ателье в чистом виде. На мой взгляд, для построения успешного бизнеса эта схема очень неудачна, она, как минимум, серьезно ограничивает дизайнера во времени по созданию коллекции, ведь дизайнер, по большому счету, должен заниматься именно этим, отнюдь не вопросами ежедневного общения с клиентами, бизнес-процессами, производством и т.д.

Гораздо меньшая часть дизайнеров — это те, кто пытается строить правильную бизнес-модель. Создавать коллекцию, отшивать её на производстве, представлять клиенту модельный и размерный ряд, выходить на мировые рынки. И мы однозначно работаем именно по такой модели.

В последнее время мы обратили внимание не столько на Европу, сколько на Азию, на арабские страны. Как ни странно, появился интерес к нам со стороны США.

Европа очень избалована, ее ничем не удивишь, но именно туда так или иначе съезжаются все: и Азия, и арабские страны. Я только вернулся из Шанхая, нас пригласили поучаствовать в шоуруме. Не знаю, насколько это будет успешно: шоурумов, конечно, безумное количество, и угадать, в каком из них все пройдет успешно, практически невозможно. В Шанхае я познакомился с Mrs. Yeli Gu, организатором OnTimeShow.com. Она предложила принять участие в их следующем проекте в октябре, а также рассмотреть возможность нашего участия в Шанхайской неделе моды. Мы думаем над этим предложением. Объем рынка Китая колоссален, и мы будем стараться на него зайти. Кроме того, Китай серьезно начал интересоваться модной индустрией: известный итальянский институт моды, который входит в десятку лучших в мире, вот уже три года как открыл свое отделение в Шанхае. Я встречался с одним из преподавателей из Шанхайского отделения, госпожой Оксаной Герасименко, она сама из Италии, но имеет украинские корни. Вот уже три года преподает в Шанхае. Когда я показал ей две наши последние коллекции, она порекомендовала также обратить внимание на рынок Японии. Особенно коллекция Весна-Лето 2015, по ее мнению, очень ложится на вкусы японского рынка. Восточный подход ведения бизнеса требует ещё больше времени, чем в Европе, а кроме этого, требует личного присутствия, но оно того стоит, и мы работает над этим.

IMG-20150429-WA0000

Mrs. Yeli Gu и Сергей Баланюк

Кроме этого, всегда существует процент дизайнеров, которых интересует исключительно пиар собственного имени. Будет эта одежда продаваться после показа или нет, их не интересует. Нам это совершенно не близко, мы стараемся делать красивую, удобную и модную одежду, которая будет нравится нашим клиентам, и они которую будут покупать, что позволит нашему бренду развиваться и радовать все больше наших клиентов по всему миру.

Когда запускался бренд, мы провели экспресс-анализ рынка и поняли, что Ukrainian Fashion Week ориентирован больше на украинский рынок, а MBFD Kiev – на мировой рынок. Нам и выбирать долго не пришлось и два наших показа прошли в рамках показа MBFD Kiev. С другой стороны, с точки зрения локации нам, конечно, больше нравится «Мистецький арсенал» — это площадка Ukrainian Fashion Week,

Но, как и во всем, есть свои плюсы и минусы на обеих площадках. Пусть каждый для себя определяет свою, где ему будет комфортно и удобно. Кроме того, в последнем интервью L’Officiel Online с Казбеком Бектурсуновым, Казбек заявляет, что готов объединяться с UFW. Может скоро и выбирать не придется, и будет одна платформа. Правда, встречных заявлений со стороны UFW я не слышал. Вообще мы думали даже прекратить показываться в Украине, участвовать в Неделях моды в Лондоне или Париже, они проходят раньше, чем в Украине на 1,5-2 месяца и соответственно позволят начать продажи наших новых коллекций раньше. Ведь до показа на подиуме, мы и коллекцию не можем представить публично, только отдельные луки, а целиком -только после показа.

DSC_0274

Офис OnTimeShow.com

Механизм продаж мы запустили 2 месяца назад: у нас неплохо пошли продажи на э-платформах. Это при том, что цены на нашу одежду там не низкие, учитывая то, что мы в принципе позиционируем себя, как дорогой бренд. Почему? Вовсе не потому, что мы просто решили, что почему бы нам не стоить дорого: все дело в материалах, во французских и итальянских тканях, которые мы закупаем в Европе, соответственно — с привязкой к евро. У нас даже основной прайс-лист в евро, для Украины – это гривна, но привязка к евро идет прямая.

На протяжении месяца развилась очень неплохая география продаж: Канада, Италия, Великобритания, Германия, Гонконг, а самое интересное – то, какие выбирают вещи: мы сами, если честно, не делали на них ставку. В общем мы в который раз убедились, что в разных странах разные вкусы, неизменно одно — все хотят быть модными. Конечно, есть проблема курьерской доставки – очень хочется, чтобы операторы поменяли ценовую политику и снизили стоимость услуг, потому что, когда доставка стоит примерно столько же, сколько и сама вещь – это, мягко говоря, не очень перспективное соотношение.

IMG_0210

Пригласительный на показ Flow The Label

В Париже нам порекомендовали придерживаться одного стиля из коллекции в коллекцию, выработать свои силуэты, свой почерк. А вообще, большинство полезных советов нам дали София Чкония и Михаэль Хадида во время выставки BeNext-BetoSee. В частности, Михаэль рассказал о своем новом проекте BetoSee: это виртуальный шоурум, в котором пользователи смогут покупать новые коллекции по предварительным заказам со скидкой в 30-40%. То есть, по сути, это сокращает путь от производителя к покупателю. Не знаю, насколько это будет успешно, но звучит отлично. Сейчас, мне кажется, виртуальные площадки работают продуктивно: мы, например, недавно подписали контракт с posh.ua, совсем скоро будем там представлены. Мне в принципе легче работать с онлайном – я ведь по профилю IT-шник, мы говорим на одном языке. Но в любом случае мы выходим и в офлайн, здесь тоже много наработок имеется, расширяем модельный ряд и усиливаем присутствие бренда на рынке.

Наша цель – добиться промышленных масштабов для FLOW. Сейчас мы отшиваем исключительно небольшие партии и находимся в поиске производства, которое могло бы соответствовать темпам нашего развития и требованиям к качеству. Качество – это фундамент нашего брэнда.

IMG_0225

Каталог с мероприятиями и шоу-румами в Париже

Параллельно с FLOW я разрабатываю еще один проект. Дело в том, что на протяжении пятнадцати лет я занимался поставками специального оборудования в школы, и недавно завершил разработку коллекции школьной формы. Я считаю, что школьная форма должна быть – как минимум потому, что она выравнивает социальный статус детей, они не чувствуют неловкости или превосходства других детей в более дорогой одежде, которую не все могут себе позволить. Благодаря опыту работы со школами, я довольно хорошо знаю их потребности и проблемы.

И мы увидели проблему: от школы к школе решается вопрос формы по-разному: либо школы обращаются к ателье, либо перекладывают необходимость покупки формы на родителей. В результате получается либо дорого, либо некрасиво.

Мы запустили первую коллекцию школьной формы, куда вошло двенадцать предметов одежды: для мальчиков – три вида пиджаков и брюк, для девочек – тоже три вида жакетов, юбки и сарафан. В коллекции представлены более праздничные, парадные модели, из бархата, и аналогичные по крою, но из менее дорогих материалов. Мы хотим зайти на рынок прямых продаж, то есть предлагать товар непосредственно покупателю, не обращаясь к ритейлу – благо, у меня есть подходящая база. Пока мы тесно работаем с несколькими районами Киева, но затем, если дело пойдет, планируем заходить на рынок всей Украины. Мы нашли отличные ткани и поставщиков – пока Вика, условно говоря, гуляла по выставке Premiere Vision, я успел заскочить на другую, закупить образцов. Бренд мы решили назвать Indigo, и, кстати, были порядком удивлены, что такое название еще не было зарегистрировано в Украине.

IMG_0239

Детальнее познакомится с коллекциями бренда Flow The Label можно на сайте.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
20.12.2023
ZARINA
Каблучка зі смарагдами в жовтому золоті. Колекція SKIFA
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).