24 мая в Париже в галерее Gare de Marlon откроется выставка украинских художников, которые представляют современное искусство нашей страны: Никиты Кравцова, Александра Кадникова, Kinder Album и Станислава Перфецкого. Они воспевают общечеловеческие радости жизни, избегая их чрезмерной эстетизации, а также политкорректности.
Их работы представляют собой истории про радости жизни: простые и не совсем, хитро выдуманные или банальные до отвратительности, привязанные к конкретной эпохе или те, что существуют вне времени. Главными темами выступают простые человеческие наслаждения: секс — еда — смех. Художники объединяют в своём творчестве, казалось бы, несовместимые вещи: доминирование, бунт, лёгкость восприятия, полный спектр от классического психоанализа до дзен-буддизма. Постепенно они разбирают всё, чего касаются: социальные феномены, обычные моменты и интимные сцены. И, что самое важное, делают это с неподдельным наслаждением.
Организатором и идейным вдохновителем выставки выступила Ирена Карпа – первый секретарь посольства Украины во Франции по вопросам культуры, которая рассказала нам, как появилась выставка.
«Богемна мафія – страшна сила. Якось моя подруга, режисер Маша Кондакова, сказала, що знає одну галерею в Маре (квартал Парижа на правом берегу Сены – ред.) ну і закрутилося. Спершу ми думали просто виставити роботу «Граблі» Каднікова – класика сучасної фотографії. Але прийшов до мене галерист Пабло де Сельва подивитися вживу роботи Микити, і тут раптом: «А це шо таке?!» на графіті-ворк Перфецького в мене на стіні. «Слухай, – каже, – а давай і цього чувака?». Я зітхнула: персональну виставку Каднікову зроблю на березі Сени, значить.
І, раз пішла така тема, дістаю телефон і показую Пабло роботи Kinder Album – однієї з моїх бест чойс художниць. Галерист подивився на мене і каже: «А давай просто ти куратором будеш? Вибирай, кого хочеш. Свобода тобі». Ну я і вибрала: Каднікова, Кравцова, Перфецького і Kinder. І тут же зрозуміла, що два з них із Криму – безумовно української території, а два зі Львова – дуже української території. Вирішили з Kinder, що жодних політичних тем підв’язувати не треба, воно читається між рядків і напряму в кураторських текстах, а мова мистецтва – універсальна. Хай за картини говорить їх якість, яскравітсь та сміливість.
«Як же назвати вистаку?» – питаю у двох своїх друзів: француза і росіянина-українофіла. «Та назви enjoy!», – кажуть. Роботи ж ці радують? Радують. Так і назвали. А потім по ходу п’єси ще підв’язалися тексти чотирьох українських письменників, перекладені на французьку: Жадана, Шиян, Камиша і мої – щоби дати об’ємну, при цьому легку, картинку французам щодо того, що у нас в сучасній культурі відбувається.
Отака чесна історія».
Кадников и Кравцов родом из Крыма. Один остался в Симферополе, другой оставил Ялту еще задолго до аннексии полуострова. Всё же оба настаивают именно на том, что они украинские художники.
Kinder Album и Перфецкий — двое хулиганов из Львова. Исповедуют батярские традиции, которые в их творчестве перевоплотились в эксплицитное искусство и саркастический стрит-арт. Их работы в первую очередь передают радость жизни на улице, где за кулисами приличных домов происходят вещи, достойные Мазоха, который, кстати, тоже был родом из Западной Украины.
Главные вопросы выставки: что нас радует, что заставляет смеяться, а что вызывает у нас желание гордиться собой? Эти четыре художника наслаждаются тем, что находят художественные ценности в повседневных сценах и объектах: в тех, которые доступны многим, но суть которых не каждый способен уловить.