«Однажды ночью…»: это может случиться с каждым

Новини
01.09.2016
ТЕКСТ: Наталья Череп
ПОДЕЛИТЬСЯ
«Спасибо, что принимаешь меня за человека». Эта фраза, сказанная подсудимым Назиром Кханом своему адвокату, отражает одну из главных тем, поднятых в восьмисерийном мини-сериале HBO «Однажды ночью…» – подробном, а потому беспросветном исследовании на тему столкновения человека с системой. Однажды ночью Назир Кхан, прилежный студент, американизированный пакистанец, скромный сын скромных родителей, планирует отправиться на вечеринку. Они
ПОДЕЛИТЬСЯ

«Спасибо, что принимаешь меня за человека». Эта фраза, сказанная подсудимым Назиром Кханом своему адвокату, отражает одну из главных тем, поднятых в восьмисерийном мини-сериале HBO «Однажды ночью…» – подробном, а потому беспросветном исследовании на тему столкновения человека с системой.

Однажды ночью Назир Кхан, прилежный студент, американизированный пакистанец, скромный сын скромных родителей, планирует отправиться на вечеринку. Они с другом совершенно внезапно получили приглашение от студентов, достаточно крутых, чтобы понимать – такой случай упускать нельзя. Понимал, к сожалению, это только Назир, потому что его компаньон в самый последний момент ехать отказался. Да и еще подвел с машиной. Здесь Назир принимает решение, которое до неузнаваемости изменит его жизнь, жизнь его родителей и еще десятка людей. Он без спроса берет такси отца и едет на вечеринку сам, с задворок Куинса в центр, на Манхэттен. Решение, конечно, безрассудное, но кто их не принимал в юношестве. Вот только далеко не у всех они приводили к трупу девушки с двадцатью тремя ножевыми ранениями, громкому судебному разбирательству и очередной волне ненависти к мусульманской общине Нью-Йорка.

Безусловно, подробности каждого эпизода следует опускать, чтобы не портить впечатление и удовольствие от просмотра. Удовольствие здесь даже немного не то слово. «Однажды ночью…» из тех мастерски сконструированных историй, которые делают зрителя ведомым. Остается только наблюдать за процессом, сопереживать и восхищаться мастерством, конечно.

the night of 4

Сериал создавался усилиями двух человек: Ричарда Прайса и Стивена Заилляна. Первый с середины 70-х пишет романы, исследующие городскую жизнь Америки, а еще сценарии. Например, к легендарному сериалу «Прослушка». Заиллян – выдающийся сценарист, автор «Списка Шиндлера», первого фильма «Миссия невыполнима» и «Банд Нью-Йорка». Эти люди, как никто, умеют показать скрытую жизнь города и наполнить ее экзистенциальной детективной историей. Главную роль – адвоката Назира – хотели отдать Джеймсу Гандольфини, но в 2013 году актер умер. Тем не менее было принято решение продолжать работать над сериалом в его честь. Все эпизоды, кроме одного, снял Стивен Заиллян. В режиссуре, так же как и в своей работе сценариста, он остается превосходным рассказчиком, точно расставляет акценты и подробнейшим образом исследует пространство. Будь то полицейский участок, кабинет прокурора или помещение для просмотра телевизора в тюрьме. Один эпизод, находящийся ровно посредине, Прайс и Заиллян доверили снять Джеймсу Маршу, оскароносному режиссеру документального фильма «Человек на канате». Эпизод называется «Искусство войны», и события, происходящие в нем, знаменуют перелом в оценке ситуации Назиром Кханом. Марш, как умелый канатоходец выдержал баланс между подковёрными судебными интригами и личной драмой.

В детектив «Однажды ночью…» превращает небольшая, но крайне важная деталь: Назир не помнит подробностей той роковой ночи. С того момента, как он поднялся с девушкой в спальню, и до того, как проснулся на кухне, – сплошная пелена забвения. Причина – убойная доза наркотиков, принятая парой тем вечером. В общем, ситуация для Назира сложилась довольно печальная. Все улики вроде как указывают на него, поэтому механизм полицейской и пенитенциарной системы плотоядно раскрывает свои объятия для новой жертвы.

В «Однажды ночью…» множество, казалось бы, непоколебимых принципов правосудия будет подвержено проверке на прочность. С Назиром, забыв о презумпции невиновности, с самого начала обращаются как с убийцей. На сторону подсудимого волею слепого случая становится адвокат Джон Стоун. Он специализируется на мелких уголовниках и проститутках. За определенную плату наличными Стоун помогает им либо избежать наказания, либо выторговать наиболее приемлемые условия заключения. Возможно, подняться выше Стоуну мешает экзема, из-за которой он не может носить нормальную обувь и ходит в сандалиях. Меченный болезнью, Стоун одновременно и стыдится своего недуга, и воспринимает каждый брезгливый взгляд, брошенный на него, как вызов. В исполнении Джона Туртурро этот персонаж приобретает поистине древнегреческий масштаб. Он жалок и смешон, силен и смел, ведет дела с представителями низов общества, но не опускается до их уровня. Стоун, словно ангел-защитник, спускается в чистилище, но каждый раз возвращается назад. О многом говорит его квартира, наполненная книгами и картинами. Джон Стоун достаточно умен, чтобы добиться успехов в своем деле, и одновременно чересчур человечен, чтобы подняться на самый верх. Образ построен на противоречиях, и Туртурро самым выдающимся способом показывает эту контрастность.

Система представлена здесь детективом Деннисом Боксом и прокурором Хелен Уайсс. Оба функционируют в государственных структурах достаточно давно, чтобы выполнять свою работу на автомате. Для обоих вина Назира воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Все процессы: допросы, снятие проб ДНК, перевод из камеры предварительного заключения в тюрьму и так далее − показаны в «Однажды ночью…» максимально подробно. Сериал не только мощное социальное высказывание и не отпускающий до последнего момента детектив, но и тщательный полицейский и судебный процедурал. Каждая институция показана в нем детально и глубоко. Поэтапный переход Назира и его дела от одной точки к другой сопровождается долгими, вдумчивыми планами курилок, сгоревшего матраса, входа в городскую прокуратуру. Отличный прием, обеспечивающий вовлеченность зрителя в происходящее на экране.

the night of 2

Вероисповедание и национальность Назира придают происходящему болезненную и острую актуальность. И дело не в проблеме беженцев. Семья Назира легально переехала в США и честно трудится на благо новой родины, но за каждым расистским высказыванием и оскорбительным действием здесь торчат уши Дональда Трампа как олицетворения всего худшего, на что способно современное развитое общество: страх другого, равнодушие, нетерпение. Слабости, на которых умело играет кандидат в президенты США.

Тем не менее сериалу не чужд юмор. И он, конечно, своеобразный, черный. Джон Стоун со своей экземой каждый раз обращается к другому врачу, и каждый раз новый врач советует свой способ борьбы с недугом, один другого ужаснее: мазать ноги жиром и оборачивать пищевой пленкой или принимать ванны с отбеливателем. Бедный адвокат покорно выполняет все указания. От погибшей девушки (ее звали Андреа) остался кот. У Стоуна аллергия на шерсть, поэтому он отнес животное в питомник. Там его должны были усыпить через десять дней. В итоге Джон сжалился над животным, забрал домой и поселил в отдельной комнате. Потом не выдержал и опять отнес в питомник. Жив «кот Шредингера» или нет, останется неясным вплоть до последней серии.

«Однажды ночью…» можно разделить на несколько условных частей: преступление и арест, тюрьма и сбор информации, суд и финал. Очень быстро акцент с собственно жертвы, убитой девушки, смещается на Назира. Наблюдать за тем, как он совершает одну ошибку за другой, сравнимо с просмотром фильма ужасов. Именно такое впечатление оставляют первые эпизоды. Сразу заметно, что он, попадая в паутину системы, отличается от остальных заключенных, да и просто слуг закона, своей невинностью. Во многом это заслуга актера, играющего Назира, – Риза Ахмеда. Даже в тюрьме, став более-менее опытным зэком, Наз остается невинным. И здесь кроется важная для понимания воздействия сериала на зрителей вещь. Назир в «Однажды ночью…» одновременно и триггер, препарирующий систему, и жертва – абсолютно чуждый человек, на фоне которого все вокруг смотрится цинично и грязно. Поэтому ему сочувствуешь. Взгляд Назира в суде на допрашиваемых друзей и знакомых полон осуждения потому, что в момент, когда ему больше всего нужна была помощь, его предали, от него отвернулись, ему не поверили.

the night of1

«Однажды ночью…» – сериал длиной в восемь эпизодов. Учитывая структурную и смысловую сложность истории и плотность текста, к финалу Прайс и Заиллян не только не сбавляют обороты, но выдают свой лучший полуторачасовой эпизод. Фактически целый фильм. Акцент с виновности или невиновности Назира отходит на второй план, и главной проблемой для него становится дальнейшая жизнь. Завязнет ли он в меловом кругу приобретенных демонов или сможет найти силы двигаться вперед. В финале Прайс и Заиллян правильно возвращают все на круги своя, но что самое важное − там, где нужно, оставляют подвешенными вопросы.

Возвращаясь к теме своеобразного юмора сериала: судью в финальном эпизоде играет актер Гленн Флешлер. Он же играл ужасающего маньяка («Желтый князь») из первого сезона «Настоящего детектива». Актер с оригинальной внешностью и манерой игры. За его перепалками со свидетелями наблюдать одно удовольствие.

С практической точки зрения «Однажды ночью…» точно даст путевку в жизнь еще одному актеру, а именно Биллу Кэмпу, играющему детектива Денниса Бокса. Его роль гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Детектив с тридцатилетним стажем на пороге пенсии, что его явно страшит. Но еще больше Бокса беспокоит дело Назира. Он не хочет завершать карьеру, сомневаясь в вине пойманного им человека.

«Однажды ночью…» – мощная американская драма, одной ногой стоящая в кинематографической традиции борьбы человека и системы, а другой – в современных проблемах многонационального и мультикультурного общества. Ее детективная составляющая служит всем нам проверкой на прочность и предостережением. В конце концов, на вопрос Назира: «Зачем ты мне помогаешь?» – его адвокат отвечает: «Это моя работа и твое право».

Автор текста: Мирный Валерий

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
20.12.2023
ZARINA
Каблучка зі смарагдами в жовтому золоті. Колекція SKIFA
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).