Пойми меня правильно

Lifestyle
29.09.2017
ТЕКСТ: Карина Качуровская
Эта статья будет полезна, если вы решились пойти дальше «отрицания и непринятия». Если встали на путь исследования, анализа произведений современного искусства и хотите узнать «Что все это значит?»
ПОДЕЛИТЬСЯ

Беспилотные машины, проект Илона Маска по колонизации Марса и гипотетический сценарий Рэя Курцвейла, по которому знакомство с искусственным интеллектом произойдет меньше через 20 лет. Вы можете себе это представить? Скачок развития технологий, который мы наблюдаем последние десятилетия, вызвал ускорение прогресса во множестве разных сфер. Как наряду со всеми инновациями может существовать стереотипное мышление насчет современного искусства? Уже пора смириться с тем, что ваши дети могут создать нечто подобное Ротко, но суть ведь будет совсем иная.

В мае 2012 картина Ротко «Оранжевое, красное, желтое» (1961) была продана на торгах Christie's за $86 882

Эта статья будет полезна, если вы решились пойти дальше «отрицания и непринятия». Если встали на путь исследования, анализа произведений современного искусства и хотите узнать «Что все это значит?».

Первым делом, освободитесь от мыслей-клише. Важно уметь воспринимать новую информацию и отказываться от оценочного суждения. Использовать инструменты «разных углов зрения». Быть готовым эмоционально и теоретически. Зная историю и исследования автора, появится колоссальный объем информации для размышления. Мыслительный процесс важен для анализа современного искусства. Он в принципе важен. Процесс сложный, но доступный.

Концептуальные работы требуют больше внимания и времени, чем уделяется картинке в новостной ленте. А, например, в случае с эпической видео-инсталляцией «The Clock» Кристиана Марклея – целых 24 часа. Фильм смонтирован из эпизодов разного кино, где фигурируют часы, будильники, стрелки, отбивающие секунды и даже диалоги о времени.

 

Кристиан Марклей «Часы»

Помимо суточной продолжительности пленки, зрителя удивляет то, что события фильма совпадают с реальным временем. Таким образом, «Часы» представляют собой счетчик ценных секунд, отведенных нам на этой земле. Возможно, у зрителя возникнет ощущение экзистенциального страха, но, на самом деле, работа Марклея поднимает вопрос о ценности времени. О том, как вы им распоряжаетесь, что полезного сделали или не сделали. Думайте, смотрите, потому что времени осталось не так много.

В конце XVIII или даже в начале XIX века благодаря философским трудам Канта появляется антропологический стиль мышления. В последствии Фрейд развил эту тему и свел к «бессознательному». Начиная с самого рождения, воспитание, окружение, социальная группа, сама культура, в которой мы выросли, — все это формирует элементы нашего бессознательного. Именно оно является катализатором восторга или недоумения от очередной инсталляции. Такие понятия, как эстетика, мастерство, вкус, глубина мысли, границы морали, влияют на наше представление об искусстве. И это представление прямо пропорционально отражает каждый период развития человеческой мысли.

Например, живописный шедевр «Олимпия» кисти Эдуарда Мане. Вряд ли кто-то на сегодняшний день усомнится в культурной ценности этого полотна.

А в 1865 году критики и публика Парижского салона так не считала. Мане обвинили в аморальности, а арт-эксперты того времени вынесли вердикт: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа – как у трупа», «Это самка гориллы», «желтопузая одалиска».

Эдуарда Мане «Олимпия» (1863). Музей д'Орсе, Париж

Как раз момент консерватизма, скованность внутренней свободы –  барьер для понимания произведений художников современности. Важно осознать себя неповторимой личностью и осознать каждого окружающего человека такой личностью. Понять свою жизнь и жизнь каждого, как творческий процесс, творимый каждый день. Воспринимая свою действительность, как музейное искусство, как нечто бесценное с индивидуальным языком выражения.

Искусство – ни что иное, как способ коммуникации, связующее звено между людьми с разных континентов, разных языковых групп и поколений. Язык, благодаря которому можно выразить личные суждения и глубину мысли. Если проводить параллель с литературой, то судить о содержании книги, не зная языка – нелепо. Или, например, когда слушаешь музыку, где текст песни на иностранном языке. Может нравится мелодия, но суть композиции совершенно не ясна. И только после изучения, осмысления перевода слов понимаешь ее в полном объеме. Ритмы, тональность, тембр голоса – это такие же приемы для передачи смысла и эмоций, как форма, цвет или отсутствие их.

Сумрачность тайны работ современных художников освещается окном мастерской, где тревоги и переживания авторов ложатся вместе с мазками кисти на холсте или сбиты из досок, на которые навешаны тряпки, превращая сложный колорит человеческого существования в арт. Чем больше вы будете смотреть, изучать и расширять способы восприятия мира и искусства, тем ближе и понятнее станут работы современных художников.

В заключение, как решитесь посетить галерею, советую провести эксперимент в три подхода:

  1. Изучайте экспозицию без чтения концепции и длинных философских текстов арт-критиков. Возможно будет, как обычно, все непонятно и сумбурно, но дайте себе шанс. Будьте терпеливы. Старайтесь проследить за ходом своих мыслей.
  2. Затем, все же ознакомьтесь с информационными материалами, которые так старательно подготовили организаторы выставки. И сопоставьте сформированное вами восприятие от увиденного и тем, что же хотел донести автор. Ничего криминального, если это два противоположных контекста. Даже лучше, вы придумали свое, особенное.
  3. Сделайте еще пару кругов по экспозиции напоследок, проговаривая, как молитву слова Ротко : «Никакие комментарии не в состоянии объяснить. Все объяснения должны исходить из завершенного опыта переживания между картиной и ее наблюдателем. Оценка искусства — это поистине бракосочетание интеллектов. И искусство — тоже бракосочетание и, если оно не завершается должным образом, тогда оно бесплодно».
ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).