Подлинный гений "Звездных войн" - не тот, о ком вы думаете

Lifestyle
15.12.2017
ТЕКСТ: Jean-Pascal Grosso
ПОДЕЛИТЬСЯ

В честь выхода на экран восьмого эпизода «Звездных войн» Бен Мауро, главный художник и креативный директор фильма «Валериан и город тысячи планет» Люка Бессона, рассказал нам о своей карьере в кино, начавшейся в 1977 году, а также об успешном сотрудничестве с выдающимися кинорежиссерами и знаменитыми кинокомпаниями, в том числе и с такими, как Lucasfilm Ltd.

Немного цифр:

1978 год – прибыль от продаж первых игрушечных фигурок героев «Звездных войн» превысила 100 млн. долларов США;

6 000 000 – количество языков, которыми владел робот C-3PO;

358 книг, так или иначе связанных с этой киносагой было издано в мире;

941 минута – общая продолжительность всех эпизодов, от I до VII;

4 млрд. долларов США – сумма, заплаченная кинокомпанией Disney за приобретение кинокомпании Lucasfilm в 2012 году.

1977 год, Тунис, Марк Хэмилл в роли Люка Скайуокера с его «Лэндспидером» город на планете Татуин, построенный для съемок на юге Туниса. На первом плане стоит испаритель (вымышленный прибор, всасывающий влагу из атмосферы и преобразующий ее в воду)

Уже не вспомню, какой из эпизодов «Звездных войн» я увидел первым в детстве: не то «Новую надежду», не то «Империя наносит ответный удар». Воспоминания об этом новом для меня открытии сегодня немного поблекли и стали размытыми. Но что я отчетливо помню, так это потрясающие сцены битвы с бронированными боевыми вездеходами AT-AT среди снегов планеты Хот. Всю сложность и масштаб работы по их созданию я смог оценить гораздо позже, когда вырос и сам стал художником. Позже я возвращался к фильмам саги и снова их пересматривал, на сей раз внимательно изучая все детали. Мне 33 года. Вероятно, я родился слишком поздно, чтобы эти фильмы оказали на меня такое сильное влияние, какое они оказали на поколение зрителей, родившееся до меня. Повлияли ли как-то «Звездные войны» на мой выбор профессии? Ну разве что косвенно. Сначала я хотел работать над созданием видеоигр, но потом увлекся дизайном и, в конце концов, сменил профориентацию прямо посреди учебного процесса. И вот тогда я уже полностью погрузился в мир «Звездных войн». Я смог по достоинству оценить его, когда начал учебу. Я в восторге от работы Ральфа МакКуорри, Джо Джонстона и других художников, работавших над первой трилогией, от их изобретательности и фантазии, вдохнувших жизнь в этот мир. Они создали подлинный шедевр искусства. Работа над приквелами, в частности, над эпизодом I, «Скрытая угроза», тоже была очень вдохновляющей. Там есть действительно очень крутые идеи. Концепции Дага Чианга, Иена МакКейга и Террила Уитлатча оказали на меня более сильное влияние, потому что эти фильмы вышли уже на тот момент, когда я был уже студентом.

Космический кортеж Дарта Сидиуса из фильма «Звездные войны, эпизод VI Возвращение джедая» (1983 год)

Визуальное влияние саги «Звездные войны» на научно-фантастические фильмы сложно переоценить, оно очевидно. Хотя я, скорее, отношу их к разряду «научной фантазии», чем к разряду чистой «научной фантастики». Это влияние явно ощущается в таких фильмах, как «Инопланетянин», «Чужие» или «Бегущий по лезвию бритвы». Но «Звездные войны» - в особенности, их визуальное влияние - пробили своего рода брешь, дали свободу фантазии. Их влияние длится десятилетиями. То видение будущего, которое подает эта сага, его внешние аспекты, несут в себе что-то настолько правдоподобное, вызывающее доверие, что эта история не теряет актуальности со временем. Этот эстетический аспект остается для меня самым поразительным в первых эпизодах. Большая мудрость создавших их художников заключается в том, что они сумели сохранить момент реалистичности в мире фильмов, а не стали выдумывать какое-то безумное нереальное пространство, не имеющее ничего общего с реальностью Земли. Использование естественных, природных декораций (дюна Нефта в Тунисе, национальный парк Редвуд в Калифорнии – прим. ред.), а также реально существующих архитектурных ансамблей, позволяют зрителям лучше усваивать получаемую информацию. Джорджу Лукасу и его дизайнерам оставалось только немного подкорректировать то, что было у них перед глазами, придав экстравагантности, чтобы еще сильнее заворожить публику. Как художник фильма, я больше всего ценю в первых семи эпизодах этот налет легкой «изношенности», обжитости, лежащий на предметах и элементах декораций. Он придает картине большей убедительности. Пейзажи, транспорт, машины, герои, помещения - все здесь имеет некую собственную историю, индивидуальный характер. И это меня впечатлило больше, чем во всех остальных фильмах. Самые первые эпизоды, наверное, потому, что их снимали сорок лет тому назад, смотрятся немного старомодно, зато последние части «откорректировали» всю целостность истории, обновили этот мир, предвосхитив его будущее. Мне очень интересно узнать, в каком направлении будет развиваться дальнейший сюжет саги. Меня захватывает не столько замысел по созданию и оформлению какого-то отдельного предмета или костюма, сколько общая концепция, целостное видения всей первой трилогии.

Марк Хэмилл, Кэрри Фишер и Харрисон Форд на съемках фильма Звездные войны Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар, 1979 год Первый постер к фильму «Звездные войны, эпизод IV Новая надежда» 1977 год. На нем еще не изображены Керри Фишер(Принцесса Лея) и Марк Хэмилл (Люк Скайуокер)

Нужно вернуться назад, чтобы понять, насколько визуально впечатляюще смотрятся сегодня художественные решения, принимавшиеся в то время. Особенно мне нравятся транспортные средства и космические корабли. Больше всего я люблю шагающие боевые машины AT-AT и AT-ST, скоростные снегоходы «сноуспидеры», летающие «спидер-байки» и повстанческие истребители «тай-файтеры». Что касается персонажей, людей и гуманоидов, то, конечно вне всякой конкуренции остаются Дарт Вейдер и Боба Фетт. А еще мне очень нравятся доспехи штурмовиков! И все же, я не назову себя безумным фаном. Я не читаю тонны литературы по этому поводу, не коллекционирую игрушек. Мне просто нравится изучать и постигать то, что уже было создано, чтобы сформировать более отчетливое видение при создании чего-то нового для клиента или для себя самого. Мой интерес к «Звездным войнам» порождается неутолимым любопытством и желанием лучше понимать суть своей работы. Я работал с компанией Lucasfilm Ltd чуть больше десяти лет тому назад над телесериалом: «Звездные войны: Другой мир» в качестве фрилансера. Я там занимался дизайном и одновременно иллюстрациями. Это была одна из моих первых работ в качестве фрилансера в студенческие годы. Со мной связался один из продюсеров сериала, и я практически сразу начал делать для них эскизы.

Харрисон Форд в роли Хана Соло в первом фильме киносаги, вышедшем на экраны в 1977 году под названием «Звездные войны, эпизод IV: Новая надежда» Завершающая стадия работы над кораблем Хана Соло «Тысячелетний сокол».

Потом я узнал из прессы, что проект отменили, затем его трансформировали в видеоигру Star Wars 1313, которая, в конечном итоге, тоже так и не вышла. Что происходит с проектом сегодня, я не знаю. Но эта работа позволила мне встретиться с художниками, которыми я восхищался, и сделать свой вклад в тот мир, который меня вдохновлял. Я испытывал одновременно гордость и страх от того, что участвовал в таком проекте. В то время я думал только об этой работе. Когда я работал над фильмом «Валериан и город тысячи планет», я не испытывал влияния мира Джорджа Лукаса, а если и испытывал, то косвенное. Комиксы о приключениях Валериана вышли задолго до выхода на экран эпизода «Новая надежда» в 1977 году. Когда я работал в качестве главного художника над фильмом Люка Бессона, моим главным и четким ориентиром были альбомы Жан-Клода Мезьера и Пьера Кристена. Однако на уровне дизайна есть общие моменты у этих двух миров. Работая над фильмом, я дистанцировался от рисунков Мезьера, чтобы не получилось такого же близкого сходства, как при экранизации «Звездных войн». Порой мы вообще двигались в противоположном от оригинальных рисунков направлении, например, при создании интерьеров космического корабля Валериана «Вторженец». В комиксах больше кнопок и маленьких экранов, расположенных повсюду, как в подводной лодке или самолете. Я решил сделать более хай-тековый дизайн. Пойду ли я смотреть «Звездные войны, эпизод VIII: Последние джедаи»? Еще бы! С нетерпением жду, когда его увижу, чтобы узнать, что же дальше произошло с Люком Скайуокером. Мне любопытно, в каком направлении повел историю Раян Джонсон с того момента, на котором ее закончил Джей Джей Абрамс.

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).