От куртизанки до инфлюэнсера: как менялась роль балерины в искусстве и обществе. Часть 2

Искусство
29.12.2017
ТЕКСТ: Полина Булат
ПОДЕЛИТЬСЯ
ПОДЕЛИТЬСЯ

Профессия балерины – это не просто танцы. Если раньше артистки в карьере и жизни рассчитывали на влиятельных любовников, то сегодня они сами меняют мир и становятся примерами для подражания. Во первой части материала мы закончили рассказ на XIX веке, а второй части рассказываем о знаменитых танцовщицах, которые эмансипировали балет в 20 и 21 веках. 

 

Матильда Кшесинская: доказала, что балерина может править

Кшесинская была суперзвездой своего времени. Не столько даже благодаря таланту, сколько скандальным связям с императорской семьей – о них знали даже те, кто никогда не видел балет. Неслучайно в марте 1917 года большевики развернули свой штаб именно в особняке Кшесинской, сбежавшей от ужасов революции.

Несомненно техничная, Кшесинская идеально подходила на роли в спектаклях главного балетмейстера Мариинского театра Мариуса Петипа. Балерина стала первой русской танцовщицей, которая исполняла 32 фуэте, – до этого трюк удавался только итальянкам. И тем не менее в театре ее не слишком любили. Пользуясь своей близостью с домом Романовых, Кшесинская сама формировала свой репертуар: выбирала, когда и в каком спектакле танцевать, а некоторые роли и вовсе не позволяла исполнять другим балеринам. Балерина танцевала только в разгар театрального сезона и участвовала в гастролях. Она получила право устроить бенефис на 10-летие карьеры, когда по правилам артисты могли рассчитывать на концерт в свою честь спустя 20 лет службы. Матильда повлияла на увольнение директора Мариинского театра Сергея Волконского. Балерина отказалась выходить на сцену в неудачном, по ее мнению, костюме, а когда директор попытался ее оштрафовать, быстро «уладила» проблему с помощью Романовых. Обойти Кшесинскую было нельзя: Сергей Дягилев дважды пытался с ее помощью получить императорскую поддержку для своих «Русских сезонов». Дружить с Матильдой было выгодно в той же степени, что и опасно.

Кшесинская была невероятно богата: владела недвижимостью в России и Франции, несметным количеством драгоценностей, подаренных Романовыми и поклонниками. Большую часть имущества балерина потеряла в период Октябрьской революции. Несмотря на то что Матильда тщательно вела свои счета, она не скупилась на званые приемы и занималась благотворительностью – помогала солдатам в период Первой мировой войны. И уже после бегства из России совершила свой главный рывок вверх по социальной лестнице: в 1921 году вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича Романова, а в 1926 году получила титул и фамилию князей Красинских. В 1935 году стала светлейшей княгиней Матильдой Романовской-Красинской, хотя объективно титул не принес ей никакого влияния.

 

Анна Павлова: доказала, что балерина может танцевать для всех

Дягилев говорил, что Павлова занимается «проституцией искусства»: балерина Мариинского театра первой основала собственную труппу, с которой гастролировала по всему миру, не брезгуя самыми сомнительными площадками. В то время, как Дягилев был уверен, что искусство заслуживает только роскошных залов и изысканной публики, Анна хотела популяризировать балет. Со своей труппой балерина гастролировала в США, впервые показала балет в Южной Америке, танцевала в Индии, Египте, Японии, Австралии и Новой Зеландии, не говоря уже о странах Европы. «Я хочу танцевать для всех», - говорила балерина.

 

Нинетт де Валуа: доказала, что балерина может основать компанию национального масштаба

Ирландка Идрис Станнус хотела танцевать с детства. В 7 лет она переехала в Англию, где начала профессиональное обучение, а позже – карьеру танцовщицы под псевдонимом Нинетт де Валуа. В середине 20-х выступала в «Русских сезонах» Дягилева, а в 1926 году приняла предложение театрального продюсера Лилиан Бейлис основать первую профессиональную балетную школу и труппу в Англии. Благодаря ей в репертуар вошли классические постановки Мариинского театра – по приглашению де Валуа их ставил русский педагог Николай Сергеев. Она же рассмотрела талант Фредерика Аштона, одного из самых знаменитых хореографов 20 века. В 1947 году исполнительный директор Королевской оперы Дэвид Вебстер пригласил труппу де Валуа переехать в Ковент-Гарден. Она получила звание Королевского балета, а основательница компании руководила ею до 1963 года. Правительство Великобритании наградило Нинетт де Валуа рыцарским титулом (дама-командор ордена Британской империи), а также Орденом заслуг и Орденом кавалеров почета.

 

Агриппина Ваганова: доказала, что одна балерина может научить танцевать весь мир

Карьеру Вагановой в Мариинском театре удачной не назовешь: артистке, несмотря на все старания, не хватало данных и природной привлекательности, чтобы выбиться в ведущие танцовщицы. Титул балерины ей дали за месяц до пенсии – за выслугу лет. Октябрьская революция отобрала у нее саму пенсию и пособие, гражданский муж покончил с собой. Бежать из страны было поздно: возраст, к тому же за границей ее никто не знал. В 1921 году Ваганову пригласили преподавать в хореографическом училище, где обнаружился ее феноменальный талант педагога. Она выпустила целую плеяду легендарных танцовщиц и не только сохранила балет, но подняла его на новый уровень. Ваганова обладала аналитическим умом и смогла систематизировать все свои знания и опыт в единую школу. В 1934 году вышел ее учебник «Основы классического танца», где педагог подробно описывает каждое движение, принципы и самые частые ошибки в его исполнении. Книга переиздавалась 6 раз и была переведена на многие языки мира. Нинетт де Валуа считала: «Мадам Ваганова написала труд, который должен попасть на книжную полку каждого артиста балета. Ее взгляды освежающе просты и профессиональны».  А Майя Плисецкая вспоминала, что даже одного урока с Агриппиной Яковлевной было достаточно, чтобы танцовщица уже никогда не была прежней.

 

Рейвен Уилкинсон: доказала, что балериной можно стать независимо от расы

Первая чернокожая артистка балета в истории – американка Рейвен Уилкинсон, которая начала свою карьеру в 1955 году с труппой «Русский балет Монте-Карло». Артистка работала в престижных театрах Европы и Америки (Национальный балет Нидерландов и New York City Opera), танцевала классический и неоклассический репертуар. Она получала сольные партии, но из-за цвета кожи не могла рассчитывать на ведущие роли в спектаклях.

 

Майя Плисецкая: доказала, что балерина может идти против системы

Злая ирония, но главная балерина Советского Союза саму «союзную» систему ненавидела. Сталинский режим в раннем возрасте лишил ее родителей. В конце 50-х КГБ устраивал за ней слежки, а правительство долго не выпускало на зарубежные гастроли. Она конфликтовала с тоталитарным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем, называла его «маленьким Сталиным» за то, что запрещал артистам участвовать в постановках других хореографов и консервировал репертуар только своими балетами. Она, обладательница Ленинской премии, никогда не вступала в партию. «Я всю жизнь сопротивляюсь», – говорила Майя Плисецкая.

Плисецкая смогла прославить советский балет, не сбегая из страны, как это сделали Нуреев, Годунов, Барышников, Макарова. Ее одевал Пьер Карден и фотографировал Ричард Аведон. Балеты на нее ставили Морис Бежар и Ролан Пети. Майя Плисецкая и сама создавала спектакли. Один из самых ее знаменитых и скандальных проектов – одноактная постановка «Кармен-сюита». Под предлогом советской «дружбы народов» ей удалось привезти в Большой театр кубинского хореографа Альберто Алонсо. Вместе они поставили современную хореографию на музыку из оперы Бизе, которую оркестровал муж балерины, композитор Родион Щедрин. На премьере министр культуры СССР Екатерина Фурцева демонстративно покинула зал. Предполагалось, что «Кармен-сюита» станет новой версией развлекательного «Дон Кихота», а получилась острая история о любви к свободе, со смелыми эротическими па и поддержками. Балет запретили, и тогда Плисецкая поставила ультиматум: «Кармен умрет тогда, когда умру я». В итоге сошлись на том, что из хореографии уберут слишком откровенные элементы. Прошло время, публика привыкла, и власти разрешили выпустить постановку на гастроли в Лондон. Там артисты без спросу показали ее в первоначальной версии, а со временем вернули вырезанные части и на советскую сцену.

 

Диана Вишнева: доказала, что балерина может строить будущее

Трудоспособность, требовательность и универсальность Дианы Вишневой, настоящей prima assoluta нашего времени, заслуживают отдельного разговора. Но образ танца в современном обществе она изменила не только благодаря своей сценической деятельности. В 2013 году Вишнева основала фестиваль современной хореографии Context и буквально за пару лет превратила его в событие международного масштаба. Сюда съезжаются знаменитейшие труппы, хореографы и артисты со всего мира, ставятся премьеры, ведутся образовательные программы и главное – проводится конкурс молодых хореографов. Участников оценивают звездные эксперты из разных стран, а победители получают грант на стажировку в одну из лучших зарубежных школ современного танца. Context ежегодно проходит осенью, и билеты на его события разлетаются, без преувеличений, за полчаса после анонсов. В 2017 году Диана Вишнева расширила поле деятельности фестиваля и открыла студию Context PRO, где проходят мастер-классы от признанных артистов.

 

Мисти Коупленд: доказала, что балерина может менять общество

В ее честь Barbie создали специальную куклу. Барак Обама пригласил ее стать членом Президентского совета по вопросам питания и спорта. В 2015-м Time включил ее в список самых влиятельных людей года. Все это о Мисти Коупленд, первой чернокожей прима-балерине в истории American Ballet Theatre. Мисти, девочка из неблагополучной семьи, впервые пришла в балетный класс в 13 лет, что для танцовщицы критически поздно. Это не помешало ей в 15 лет завоевать свою первую победу на конкурсе. В 18 лет Коупленд присоединилась к труппе American Ballet Theatre, а в 33 года стала прима-балериной. Танцовщица написала 2 автобиографические книги и снялась в документальном фильме о своей жизни. Она регулярно выступает по телевидению, снимается для журналов и дает интервью. На ее счету десятки рекламных контрактов, коллаборации и спонсорство от бренда спортивной одежды Under Armour. Свой публичный образ Мисти Коупленд выстраивает на поддержке национальных меньшинств и феминизма. И своим примером доказывает, что можно изменить устои даже такого консервативного мира, как классический балет.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).