Мода 1960-х, часть вторая: взлет и падение субкультуры хиппи

ПОДЕЛИТЬСЯ
Секс, наркотики и секонд-хенд
ПОДЕЛИТЬСЯ
1960-е – эпоха, которая чаще всего ассоциируется именно с контркультурными явлениями вроде хиппи или британских модернистов. На самом же деле мода и культура первой половины десятилетия почти не отличались от 1950-х: женщины все так же носили лаконичные платья-футляры, а мужчины – костюмы классического кроя. Все изменилось в 1967 году, когда маргинальные движения вышли из андерграунда и буквально захватили весь мир.
 
Начиная с середины 1960-х представители американской творческой элиты начали собираться в неформальные коммуны, где экспериментировали с психотропными веществами, слушали прогрессивную музыку и обсуждали эзотерические и философские тексты. Одной из первых и самых знаменитых коммун этого времени была группа «Веселые проказники», основанная журналистом и писателем Кеном Кизи («Пролетая над гнездом кукушки»).
 
 

«Проказники» стали связующим звеном между поколением битников и хиппи, законодателями новой яркой моды, а заодно – главными популяризаторами ЛСД в Америке. Дело в том, что в то время, когда Кен Кизи учился в университете, ЦРУ проводило испытания тогда еще малоизвестного психотропного вещества, ранее не выходившего за рамки узкого круга ученых. Будущий писатель вызвался быть добровольцем, а позже познакомил с психоделиком и остальных «проказников», которые делились впечатлениями с друзьями и таким образом увеличивали спрос на вещество. Конечно, на этом влияние членов коммуны не ограничивается. Среди прочего, они первыми начали массово раскрашивать свои автобусы и наряды в радужные спектральные цвета, которые позже не выходили из моды вплоть до конца 1970-х.

Члены коммуны также увлекались этническими рисунками коренных американцев, восточной философией и проповедовали мир во всем мире. Эта идеология не только распространилась по всей стране (а позже – захватила Европу), но и нашла визуальное отображение в одежде хиппи. Двое членов коммуны открыли первый в Штатах бутик, в котором продавались исключительно «прогрессивные» наряды в «народном» стиле, украшения с пацифистскими лозунгами и стилизованные под экзотику аксессуары.

 
 

Представители субкультуры чаще носили намеренно андрогинную одежду, заявляя о том, что гендер – навязанная современным обществом идея. Чаще всего и мужчины, и женщины носили джинсы свободного кроя и рубашки из максимально простой, «примитивной» ткани вроде льна или грубого хлопка. В отличие от своих мам и старших сестер, которые всячески подчеркивали женственность с помощью яркого макияжа, девушки-хиппи часто не красились вообще, пытаясь быть как можно более естественными и сближенными с природой. И мужчины, и женщины отращивали длинные волосы. Так как хиппи были решительно против химических средств для укладки, прически были незамысловатыми: популярностью пользовались разнообразные косички, плетения или же просто прямые волосы. Еще одним важным шагом в борьбе с надуманными правилами «цивилизованного» общества стал отказ от бюстгальтеров – многие девушки таким образом отстаивали право не видоизменять свою фигуру в зависимости от непостоянных идеалов красоты.

Естественно, на стремление отстаивать женские права повлияли и вторая волна феминизма, и сексуальная революция, которая в конце 1960-х находилась в самом разгаре. В 1966 году вышла знаменитая научная работа исследователей Мастерса и Джонсон, в которой впервые серьезно изучались индивидуальные физиологические реакции на сексуальное возбуждение и опровергался миф о якобы врожденной асексуальности женщин. Говорить о половой жизни внезапно стало чем-то социально допустимым, поэтому многие девушки начали меньше стесняться своей сексуальности. Этому также способствовали европейские кинозвезды вроде Брижит Бардо, которые не боялись казаться слишком откровенными и совершенно не напоминали привычные ролевые модели вроде изысканной Джеки Кеннеди и элегантной Одри Хепберн.

 
 

Разочарованная правительством и жадными корпорациями молодежь абстрагировалась от реальности не только с помощью громкой музыки и психотропных веществ, но и с помощью фэнтези. Особенной популярностью пользовалась вышедшая в 1950-х трилогия Джона Рональда Руэла Толкина – смелые хоббиты и благородные эльфы покорили всех от Led Zeppelin до Pink Floyd. Вдохновляясь героинями фэнтезийных романов, девушки-хиппи носили рубашки с пышными рукавами, замшевые сапоги и длинные бархатные юбки в пол.

Но главным двигателем контркультурного стиля было желание отличаться от безликой толпы в массово пошитой одежде похожих фасонов. Если послевоенное поколение наслаждалось в 1950-х изобилием недорогих нарядов, то их детей пугала мысль о перепроизводстве и загрязнении окружающей среды. Вместо того чтобы помогать большим корпорациям, бунтари покупали одежду в секонд-хендах или даже пытались производить ее собственноручно.

К сожалению, в начале 1970-х сбылся худший кошмар хиппи: одежда, украшенная этническими принтами и психоделическими рисунками, стала частью массовой культуры. Ее начали шить те самые большие компании, против которых и был направлен весь протест. Серая безликая толпа превратилась в толпу яркую, но не менее безликую.

 
 
 
ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).