Надежда наша: Открытие национального павильона Украины на 56-й Венецианской биеннале

События
08.05.2015
ТЕКСТ: admin
ПОДЕЛИТЬСЯ

Вчера вечером на венецианской Riva dei Sette Martiri (набережной Семи мучеников) состоялось официальное открытие национального павильона Украины в рамках 56-й la Biennale di Venezia. В этом году украинский павильон может похвастаться самой лучшей локацией за всё время участия Украины в главном арт-форуме мира. Проект «Hope!» («Надежда!») расположен между двумя главными точками биеннале, Arsenale и Giardini,

ПОДЕЛИТЬСЯ
Жанна Кадирова. Натовп. День
На фото: Жанна Кадырова. «Толпа. День»

Вчера вечером на венецианской Riva dei Sette Martiri (набережной Семи мучеников) состоялось официальное открытие национального павильона Украины в рамках 56-й la Biennale di Venezia. В этом году украинский павильон может похвастаться самой лучшей локацией за всё время участия Украины в главном арт-форуме мира. Проект «Hope!» («Надежда!») расположен между двумя главными точками биеннале, Arsenale и Giardini, и стеклянный куб с развевающимся над ним жёлто-голубым флагом автоматически оказывается в центре самого важного для современного искусства маршрута на ближайшие пять месяцев.


DSC01680
На фото: Виктор и Елена Пинчук
DSC01689
На фото: Денис Казван (в центре), Виктор Пинчук
DSC01735
На фото: Бйорн Гельдхоф, куратор проекта (в центре)

Повышенный градус внимания к Украине обусловлен и менее прямолинейными и куда более драматичными причинами: во время открытия многие разговоры с иностранными гостями быстро переходили от искусства к вопросу «Как там у вас?» с вариациями от «Какие настроения среди людей?» до «Каково оно – жить во время войны?». В связи с этим очень важно, что ответами на эти вопросы занимается сам проект. Никита Кадан, Жанна Кадырова, Николай Ридный и Сергей Жадан, Евгения Белорусец, Артём Волокитин, Анна Звягинцева и Открытая группа своими работами переводят украинскую реальность на язык образов, хоть и требующих комментирования для обобщённого «мирового зрителя», но всё же достаточно сильных и порой даже жёстких, чтобы заставлять моментально включаться в ситуацию совершенно реальных переживаний трагического времени.

Євгенія Бєлорусець. Не фотографуйте мене! Бо завтра тут мене застрелять
На фото: Евгения Белорусец. «Не фотографируйте меня! Завтра в меня тут будут стрелять.»
Анна Звягінцева. Клітка
На фото: Анна Звягинцева. «Клетка»

Например, «Синоним к слову «ждать»» авторства Открытой группы представляет собой девять экранов, на которых в режиме реального времени транслируются входные двери домов в разных частях Украины, из которых солдаты ушли на войну. На обратной стороне мониторов расположены фотографии обеденных столов, за которыми сидели мужчины до того, как получили повестки. Теперь эти двери и эти столы становятся символами ожидания, в котором проходят дни их близких. Проект разрастается до формата перформанса: за экранами постоянно следит художник, который отказывается от еды до того момента, пока один из солдат вернётся домой. Мы наблюдаем за художником, художник следит за  островками чьей-то жизни, которая никогда не будет прежней, и все мы оказываемся сопричастными к одному большому ожиданию, складывающимся из тысяч частных «ждать», помещающихся за пустой обеденный стол.

Відкрита група. Синонім до слова чекати
На фото: Открытая группа. «Синоним к слову “ждать”»

Ещё одна мощная работа украинского павильона – скульптура Никиты Кадана «Трудности профанации», стоящая за пределами павильона и привлекающая, благодаря этому, наибольшее количество зрителей. Это помещённые в стеклянные стены таблички со следами обстрелов (с названиями городов Лисичанск и Стаханов), а также другие свидетельства атак на населённые пункты. Все составляющие проекта подлинны, чтобы достать их, художник специально ездил в зону АТО после того как контроль над территориями был возвращён Украине. Работая с подобным материалом, Кадан размышляет о проблеме исторификации конфликта. Зритель же видит остатки чужого быта, не так давно совсем обычного и уютного – стиральная машина, посуда, ничего такого, чего не было бы у него самого и что в одночасье превратилось в руины жизней, чьи обладатели тоже думали, что с ними никогда не случится ничего подобного.

Микита Кадан. Труднощі профанації
На фото: Никита Кадан. «Трудности профанации»
Микола Рідний та Сергій Жадан. Сліпа пляма
На фото: Николай Ридный и Сергей Жадан. «Слепое пятно»

Но весь проект всё-таки о надежде. Стеклянные стены павильона говорят не только об уязвимости сегодняшней Украины, но и об её открытости цивилизованному миру. А гостям открытия украинского павильона был подарен дополнительный заряд общей гордости – концерт «Океана Эльзы» под открытым небом. Как-то очень трогательно и логично украинский вечер в Венеции завершился словами Святослава Вакарчука: «История не очень любит слабых.  Победы достаются сильным, и мы должны об этом помнить каждый день».

DSC01691
На фото: Константин Дорошенко
DSC01701
На фото: Юрий Вакуленко
DSC01709
На фото: Артем Волокитин ( в центре)
DSC01716
На фото: Надя Пожарская
DSC01723
На фото: Зинаида Лихачева, Елена и Виктор Пинчук
DSC01726
На фото: Бйорн Гельдхоф
DSC01738
На фото: Анна Звягинцева, Жанна Кадырова
DSC01739
На фото: Никита Кадан

DSC01855

DSC01896

DSC01915

DSC01962

DSC01911

DSC01983

Официальные фото работ художников предоставлены PinchukArtCentre © 2015. Фотограф: Сергей Ильин.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
20.12.2023
А-ба-ба-га-ла-ма-га
Так ніхто не кохав. Антологія української поезії про кохання
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).