L'officiel Личности Интервью «Нужно учиться культурно ...

Личности Интервью

«Нужно учиться культурно вести переговоры, не боясь получить по роже»

Билли Новик рассказал нам, что больше все любит выступать в уютных камерных помещениях с небольшим количеством публики — не больше пятидесяти человек. Нам, увы, придется его подвести: если с камерностью и уютностью в клубе Atlas, где Billy’s Band выступят уже в эту пятницу, все в порядке, то людей туда точно придет на порядок больше. Ну, извини, Билли.

27 мая
Билли Новик
«Нужно учиться культурно вести переговоры, не боясь получить по роже» Билли Новик рассказал нам, что больше все любит выступать в уютных камерных помещениях с небольшим количеством публики - не больше пятидесяти человек. Нам, увы, придется его подвести: если с камерностью и уютностью в клубе Atlas, где Billy's Band выступят уже в эту пятницу, все в порядке, то людей туда точно придет на порядок больше. Ну, извини, Билли.

billy1

— Какой «первый раз» в вашей жизни был самым знаменательным?

— Сложно припомнить. Наверное, самый знаменательный – это когда я в первый раз гордился собой. Это произошло, когда, преодолев кучу трудностей, я добрался до рыболовной базы, где меня ждали бабушка и дедушка. Я потратил на путь около двенадцати часов и столкнулся с целым рядом неожиданных поворотов событий вроде внезапных отмен рейсов электрички, вынужденной прогулки по ночному лесу и тому подобных приключений.

— Есть ли такие песни, о которых вы жалеете, что они были написаны не вами?

— Нет, таких нет. Но есть песни, о которых я жалею, что они были написаны мной. «Оторвемся по-питерски», например. Она немного вульгарная, а мне не хотелось бы проповедовать вульгарные вещи.

— А что вам хотелось бы проповедовать?

— Что-то высокохудожественное, думаю. Вещи, которые вызывают у людей неоднозначную и необъяснимую реакцию доброты. Это, например, такая песня, как «Где спит твое сердце».

— Прочла в интервью, что вы любите габровские анекдоты. А расскажите любимый.

— Любимый слишком длинный, пожалуй. Расскажу отличный покороче. Габровцы перед сном останавливают часы, чтобы зря не изнашивался механизм.

— Вы могли бы, проводя аналогию с Пикассо, например, разделить свое творчество на периоды?

— С 2001 по 2003 – это  период бессознательного развеселого отчаяния, потом период полуосознанной подвальной романтической лирики. Затем с 2004 до 2008 – период, скажем, экспериментов, в который мы работали и с электронной, и с рок музыкой, и с чем угодно. Он, в свою очередь, привел к фазе романтического алкоджаза. В этом названии скрыт такой себе нечитабельный юмор: «алкоджаз» — это не от слова «алкоголь», а от слова «алкать», то есть страстно желать джаза. Мы хотели джаза, а не получалось. Получилось, правда, потом: уже после открытия нашего джаз-бара The Hat и знакомства с известными питерскими джазменами. Именно тогда начался уже другой, более осознанный, период джазовой и свинговой песни. Мне больше остальных по душе наш теперешний период: сейчас мне куда реже стыдно за конечный продукт.

— А приставка «романтический» в «романтическом алкоджазе» откуда?

— Видите ли, мне близка эта тематика вообще, но мне также очень важно делать это легко, иносказательно, не рискуя показаться вульгарным или пошлым. Мне хочется надеяться, что в песнях Billy’s Band с помощью романтического алкоджаза нам удается легко и художественно преподнести сложные и неоднозначные истории. Главное для нас — избегать лобовых приемов.

— Как вам кажется, любовь сегодня переоценивают?

— Да нет, любовь просто не понимают. Мне кажется, что теперь под любовью подразумевают нечто совсем иное. Типа страсть или одержимость, влечение, вот что-то из этой серии.

— А что нужно?

— Мне кажется, под любовью стоит понимать некое отношение к миру в целом. Объектом нашей любви должен быть весь мир, а субъектом – отдельный человек. А так, как это работает сейчас, когда один человек «любит» другого человека и ненавидит все вокруг – разве это любовь?

— Можете назвать одну строчку из всего репертуара Billy’s band, которая могла бы стать слоганом вашей жизни?

— А вот пока такой строчки нет. Но вот есть французская поговорка, не единожды перефразированная нашими классиками «Делай, что должен, и будь, что будет». Она подойдет.

— На какой вопрос вам очень хочется ответить, но вам его никогда не задавали?

— Мне всегда хотелось ответить вообще на все вопросы. Но все пока не задали.

-Как вам кажется, какое самое полезное изобретение человечества?

— Их несколько. Первое – это колесо, а второе – интернет.

— Ага. А что получится, если их объединить?

— Мобильный интернет, наверное.

billy2

— У вас есть любимый музыкальный инструмент? Конкретный?

— Да, есть, мое фортепиано.

— А что бы вы делали, если бы его украли?

— Я бы очень порадовался за людей, которые не поленились вытащить с шестого этажа семьсот килограмм инструмента. Я бы был счастлив, что у них такие высокие потребности. И обязательно посвятил бы этому инциденту песню.

— Вы могли бы прочесть свое любимое стихотворение?

— Ох, нет, только не это. У меня чертовски плохо со стихами. С детства их терпеть не могу. Мне кажется, они имеют какую-то высокопарность, которая лишает чувства и эмоции правдивости. И все это ради поиска удачного ритма. Хотя есть одно исключение, это Александр Сергеевич Пушкин. У него правильные стихотворения, без спекуляции. Я очень люблю его «Метель» и «Записки станционного смотрителя». И «Евгения Онегина», всего.

— Как вам кажется, какое самое пагубное пристрастие человечества?

— Алкоголь. Я вот не пью, вообще, с 2009 года.

— Помните, Чехов писал Суворову и предлагал написать рассказ о молодом человеке, который по каплям выдавливает из себя раба? Вы могли бы написать такой рассказ?

— Не уверен, что мог бы, но очень хотел бы. Я говорил бы о том, что главное – это любым способом победить в себе страх. Один мой товарищ по джазу говорит, что туда, где тебе страшнее всего, нужно упрямо идти до конца и сражаться изо всех сил.

— У вас такие эпизоды в жизни были?

— Конечно, очень часто. Именно так я научился тому, что, когда возникает конфликт, не нужно уходить от него, наоборот, нужно выходить и пытаться напрямую, лицом к лицу, разговаривать. Нужно учиться культурно вести переговоры, не боясь получить по роже.

— У вас есть кумиры?

— Скорее учителя. Не обязательно реальных, они могут быть и виртуальными. Это Элла Фицджеральд, Чарли Паркер, Чет Бейкер, Клиффорд Браун, Джерри Маллиган, Мел Торме.

— Вы можете назвать один поворотный момент в вашей жизни, который изменил все?

— Да. Это было, когда в 2002 году я решил бросить все и заняться музыкой, жить и заниматься тем, чем хочу я. Я долго думал об этом и мучительно принимал решение. С того момента прошло уже четырнадцать лет, и вот я понял очень важную штуку: мир был бы куда лучше, если бы каждый занимался тем, к чему у него лежит душа, а не просто зарабатывал деньги. И нет, это не гарантирует обязательного успеха, но он куда более вероятен. Знаете, почему? Потому что, когда занимаешься любимым делом, не считаешь часы и устаешь в гораздо меньшей степени.

— Кстати, вы ведь пробовали себя еще и в театре. Как вам?

— Очень понравилось: это еще одна из сторон сценического опыта. Мне кажется, что любое выступление на любой сцене – это все в копилку артисту. Конечно, роль далась мне тяжело, но мне ведь и музыка тяжело дается. Я вообще не очень талантливый человек, но зато привык добиваться всего упорным трудом.

— А вы вообще мечтательный человек?

— Да, очень! Вот, наверное, если у меня и есть талант, то это склонность к умозрительным экспериментам. Которые, собственно, и являются мечтаниями. Я закрываю глаза и рисую перед собой то, как все должно выглядеть, то, как мне хочется, чтобы все было. Мне очень повезло: мои мечтания чаще всего имеют практическое применение, и я точно вижу, будут ли эти проекты работать, есть ли у них будущее.

— Когда вы в последний раз были в Киеве?

— В октябре 2013, кажется. Я хорошо помню дату, потому что у нас был тур по нескольким крупным украинским городам, а вот в этот раз попадем только в Киев. Город у вас очень красивый, и за счет архитектуры, и за счет зелени и парков. Очень люблю исторический центр города, скрытый за каштанами.

— А в каком городе у вас была самая приятная публика?

— Во-первых, в Петербурге: там половина зала – это люди, которых ты так или иначе знаешь. Земляки. Во-вторых – в городе Рочестер, этот штат Нью-Йорк, была чертовски теплая аудитория. Не могу объяснить, почему. Но мне, кстати, кажется, что русские и американцы – вообще очень похожий народ. Они принимают как-то глубоко, по-настоящему глубоко.

billy3

— Еще в одном вашем интервью я читала историю о том, как в Петербурге вас упрекнули в том, что вы копируете внешний вид Билли Новика. Вам удалось доказать тому парню, что это все-таки вы?

— Да, помню. Но у меня не было задачи доказать ему, что это я, напротив, мне легче поддакнуть, сказать – конечно, я никакой не Билли Новик. Были и другие забавные ситуации: например, однажды в Самаре ко мне подошли за автографом, я расписался и мне сказали «Спасибо, Володя». То бишь меня приняли за солиста Uma2rmaH, а я и не стал сопротивляться. И я почувствовал себя тогда очень круто – здорово же, я почти приблизился к уровню Uma2rmaH.

— Вы помните свою первую шляпу?

— Ага. Я ее, правда, не носил, носил я уже вторую. Первая досталась мне от покойного отца, но она была слишком широкополая. А постоянно, как ежедневный головной убор, я носил шляпу своего тестя – обменял ее на бейсболку. Она была отличная – маленькая, будто прямиком из семидесятых. И с двадцати пяти лет я шляпу не снимаю. Хотя, кстати, сейчас стараюсь в ней не ходить, чтобы меньше узнавали. Мне давно уже не нравится быть известным.

— Раньше нравилось?

— До тридцати трех лет, пока в жизни каждого мужчины доминирует жажда общественного признания – да, очень. Мне это было важно. А сейчас мне совсем не хочется тратить время на раскланивания, расшаркивания, встречные благодарения и так далее. Сегодня мне важно концентрироваться на собственных мыслях. Мне важно растворяться в мире, а не замыкать его на себе.

— А что вы больше всего любите сейчас?

-Добрых людей. Я, наверное, везучий – они мне попадаются довольно часто.

Иллюстрации: Женя Олейник

Подпишитесь на «L’Officiel»

Модный дайджест на вашу почту каждую субботу

смотреть еще