Танцующий в темноте: хореограф Артем Шошин о современном балете и всех его участниках

Герои
01.06.2020
ТЕКСТ: Юрий Амосов
«Я не задаю себе эти вопросы о вкусах и не стараюсь понять, чего хочет публика»
ПОДЕЛИТЬСЯ

Артем Шошин - один из самых ярких участников локальной балетный сцены сегодня. Ученик Раду Поклитару и уже самостоятельный хореограф практически всегда занят. Например, наша встреча с ним перенеслась аж на год. За это время он успел поставь ряд спектаклей в родной Киевской опере (Музыкальном театре на Подоле), танцевать в спектаклях Kyiv Modern Ballet, прогреметь с постановкой неоклассического «Щелкунчика» из 50-х, получить звание Заслуженного артиста Украины и основал свою компанию Art Ballet Company. На его спектакли собирается вся авангардная публика, а сам Артем делает вид, что совершенно не спешит становиться еще одним модным режиссером. 

Расскажи о том, как ты начал танцевать и почему?

— Первый раз меня отдали в танцевальную школу в 8 лет. Я прозанимался всего лишь год и вынужден был оставить тренировки из-за сложного материального положения в семье. В следующий раз я почувствовал, что хочу вновь вернуться в танец, когда узнал о старте танцевального проекта «Танцуют все!» на телеканале СТБ, тогда мне было уже 16 лет. Сначала я занимался дома, а потом уже полностью вернулся в бальные танцы. Конечно, в таком возрасте возвращаться к танцам достаточно тяжело. Мне сразу сказали, что на профессиональном уровне я уже не смогу танцевать, но потом вышел молодой педагог и пригласил меня в свою студию в хобби-класс. Там я прозанимался два года, где мы прошли через множества конкурсов, наград и поездок. После я поступил в национальный университет имени Леси Украинки на кафедру хореографии и в том же году принял участие в кастинге для третьего сезона «Танцуют все!». После пробного кастинга нас отправили выступать перед судьями проекта в Киеве, это была моя первая поездка в столицу из Луцка. Я тогда абсолютно не ожидал, что попаду в шоу, но мне было важно услышать оценку своих возможностей от профессионалов. 

*В 2010-м Артем Шошин принял участие в третьем сезоне шоу «Танцуют все!» и получил билет в Ялту, где стал одним из полуфиналистов, а в 2012-м году стал финалистом пятого сезона танцевального шоу.

Пиджак THEO, брюки Jil Sander, cорочка Eleventy, тренч Tom Browne

Ты тогда почувствовал, как съёмочный процесс отличается от картинки, которую видит зритель?

— Я совсем не обратил на это внимание. Для меня все было настолько новым, а я в этом всем был настолько искренним, я делал все с открытым сердцем, и делал все, о чем меня просили, что следить за техническим процессом съемок у меня даже не было времени. Я заметил это, когда уже участвовал в пятом сезоне шоу. Были съемочные моменты, которые мне совсем не понравились. Тогда я понял, что это все шоу, которое немножко не пересекалось с моей целью - танцем. Возможно, это была одна из причин ухода из проекта.  

Какие были твои первые радости в профессии и какими были первые разочарования? 

— Это было разочарование и счастье в одну секунду - когда тебе сначала говорят, что ты уже слишком взрослый для танца, но потом выходит педагог, который в будущем сделает очень многое, чтобы доказать обратное. Момент, когда я увидел свое имя в списках зачисленных студентов в университет. Когда хореограф Франциско Гомес вручал мне билет в Ялту на финал шоу. И утро перед началом телевизионного кастинга. Когда танцовщики со всей Украины, не выспавшиеся, после автобусов и поездов в 7 утра ждут начала кастинга и, не смотря на свою усталость, каждый из них заряжен танцем так, что это витает в воздухе. 

Кольцо Gucci Майка THEO

Ты сделал ставку на современный танец, почему так?

— Я никогда об этом не думал. Не назвал бы это выбором. Было время, когда я попал в классический балет, с 2010 по 2011 год я был солистом Санкт-Петербургского мужского балета Валерия Михайловского, а уже после мне предложили уйти в Kyiv Modern Ballet. Главным аргументом была работа под руководством Раду Поклитару. Его спектакли были очень близки мне, а стремление выражать лексикой танца глубокие и сложные истории меня покорило. 

*В 2016 году  Артем Шошин поставил на сцене Львовского национального оперного театра балет «Ближе, чем любовь» на музыку композиторов эпохи барокко, а в 2017-м стал балетмейстером-постановщиком фолк-оперы-балета «Когда цветет папоротник» Евгения Станковича. Через год Артем стал солистом Киевской оперы (Музыкального театра на Подоле) и поставил свой первый спектакль для этой сцены — «Истории в стиле Танго» на музыку Астора Пьяццоллы.

В твоих спектаклях больше классики или модерна?

— Прошло уже достаточно много времени с тех пор, как я прошел путь от кордебалета до ведущего солиста и хореографа-постановщика. Когда я пробовал ставить свои первые спектакли, замечал, что использую очень много классики, поэтому мой путь – это соединение двух любимых жанров. Кто-то называет это неоклассикой или еще как-то, я называю это современным балетом. 

Что для тебя талант артиста?

— Многие пытаются объяснить, в чем талант артиста. Для меня это стойкое явление, оно или есть – или его нет. И не нужно забывать, что каждый талантлив по-своему. 

Если артист выходит на сцену, а зритель в зале не может оторвать от него глаз, значит он талантлив, но при этом он может не иметь потрясающего шага, высокой выворотности или идеальной классической школы, но его лексика танца будет доступна каждому. 

Пиджак THEO

Какая у тебя формула драматургии и хореографии в спектакле?

— Это когда зритель понимает драматургию, язык танцовщика и благодаря этому всему уходит в другой мир: в свои ассоциации и фантазии. Музыка задает основной путь для зрителя, а артист помогает и провожает его. Мне кажется, что в отличие от других видов искусства, балет затрагивает больше всего аспектов в жизни человека.

Расскажи о тренировках, отличаются ли они от тренировок в классическом балете? И какими дополнительными спортивными нагрузками занимаешься лично ты?

— Первое и самое важное, с чем приходится сталкиваться, это самодисциплина - ты всегда должен контролировать свой режим и питание. От многих вредных мне вещей я себя ограничиваю. Я понимаю, что делает мое тело более сухим, и как сделать так, чтобы рельеф мышц просматривался лучше. Конечно, я тренируюсь, но занятия отличаются от того, что делают спортсмены, никаких силовых упражнений с весом (кроме своего) я не делаю. Еще это ежедневные растяжки, потому что у артиста балета должен быть хороший шаг, и гимнастические упражнения для расслабления позвоночника и таза, потому что именно на них действует самая большая нагрузка. А каждое мое утро начинается с горячей ванны, которая помогает избавиться от крепатуры и разойтись на тренировке. 

Ты знаешь свою публику? Чувствуешь ее потребности и нравы? Какой у нее запрос на искусство?

— Я не задаю себе эти вопросы и не стараюсь понять, чего хочет публика. Я сажусь в зал и спрашиваю, что бы я хотел увидеть или каким должен быть танец - и понимаю, что мне хочется увидеть нежность, трогательную сцену и безумную искренность. И как зритель, я обязательно должен что-то почувствовать, какую-то энергетику от происходящего на сцене, драма это или комедия. Спектакль всегда должен быть искренний и иметь конечную цель. Если я, сидя в зрительном зале, это почувствую, то вот мой главный критерий оценки работы.  

На вопрос, может ли он назвать премьеру прошедшего в Киевской опере неоклассического «Щелкунчик» своим основным достижением сегодня, Артем отвечает, что они ожидали, что «Щелкунчик» наберет огласки и популярности в новых красках, но кто не думал что будет такой ажиотаж! И добавляет, что к осени уже готовит ряд не менее громких проектов, но с каким именно материалом он собирается работать, пока остается тайной.

Сорочка Dries Van Noten, брюки THEO

Как началась история со спектаклем «Щелкунчик»?

— «Щелкунчик» мне предложил главный балетмейстер Киевской оперы и я сразу согласился. Труппа в основном танцует только классику и пришлось не мало поработать  чтобы сделать их более живыми, наполненными другой актерской игрой и уверенными в другой пластике. У меня была замечательная команда, которую я набрал сам. Художник по костюмам Екатерина Маньковская, сценограф-реквизитор Татьяна Белик, Мария Кравченко - человек, который во многом помог нам в реализации декораций и, конечно же, наш директор Киевской оперы Петр Фёдорович Качанов, который в каком-то смысле стал отцом нашего проекта. Мы создавали этот проект в рекордно короткие сроки - чуть больше месяца. Но все сложилось лучшим образом и зрители увидели балет в обещанные сроки. Резонанс был просто впечатляющим. За неделю до премьеры мест уже практически не было! Все раскупили. Да и после премьер нас еще долго обсуждали.

Можешь ли ты выделить вектор, по которому сейчас движется балетная индустрия и в целом хореография?

— Основного вектора точно нет, так как его и не может быть в искусстве. У всех и всего слишком разные пути, чтобы связывать их одним направлением. У каждого режиссёра есть своя философия, а у нее – своя публика. Вопрос только в том, будет ли эта публика состоять из десяти человек или десяти тысяч. В театре, как и жизни, все фломастеры разные. 

Танец сегодня в нашей стране безусловно развивается. Мне нравится, что многие сегодня продолжают сохранять классику и вместе с ней наше наследие и ее эталоны. Никто не мешает развиваться современному танцу - появляется много новых театров авторской. Лично я занимаюсь прославлением классических канонов в новой интерпретации – классикой в свежей подаче. 

 

Стилист: Ирина Полищук 

Ассистент стилиста: Андрей Панасюк

MUAH: Виктория Олейник 

Продюсер: Диана Мельникова

 

Читайте также: 10 лет фестивалю немого кино и современной музыки "Німі ночі"

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).