Уникальный взгляд: Вигго Мортенсен о своем кино-режиссерском дебюте — "Падение"

Герои
12.02.2021
ТЕКСТ: BAPTISTE PIÉGAY
Скромный, деликатный, эмоционально тонкий полнометражный фильм, в котором Вигго Мортенсен дебютировал в качестве режиссера и сценариста, вполнесоответствует нашему представлению о его создателе, обладающем незаурядным талантом во многих сферах.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Фильм «Падение», вышедший на экраны в октябре 2020 года, стал режиссерским дебютом известного и неординарного актера-интеллектуала Вигго Мортенсена. Это история упадка, или, точнее говоря, угасания главного героя Уиллиса (его с сенсационными нюансами играет Лэнс Хенриксен), страдающего нейродегенеративным заболеванием. Повествование начинается с рождения его сына Джона (эту роль исполняет сам Мортенсен). С возрастом Джон понимает, что он гей, и принимает свою идентичность. Его история перетекает
в историю жизни самого Уиллиса и, словно челнок, медленно курсирует между прошлым и настоящим. Автор «Падения» не стремился показать главного героя отвратительным и одиозным – Уиллис гомофоб и слегка расист – или оправдать его. Он просто размышляет о двойственности и противоречивости человеческой натуры, показывая ее на примере одной семьи. Мортенсен с большой психоэмоциональной тонкостью и проницательностью показывает, с одной стороны, страдания человека, измученного болезнью, а с другой – постепенное осознание героями того, что жизнь должна продолжаться.

«Я НИКОГДА НЕ СЧИТАЛ АКТЕРСКУЮ ИГРУ ФОРМОЙ ТВОРЧЕСТВА, ОТДЕЛЬНОЙ ОТ ДРУГИХ ЕГО ФОРМ»

Песня начинается с мелодии, строки или ритма. Приступив к созданию сценария «Падения», вы начали с какой-то конкретной сцены?

Идея сюжета пришла мне в голову после похорон матери. Я хотел исследовать свои воспоминания о ней и, соответственно, воспоминания о ее отношениях с моим отцом, о воспитании меня и моих братьев. Фильм стал моим режиссерским дебютом, так как это была первая история, на экранизацию которой мне удалось собрать достаточно денег. 24 года назад я уже пытался найти финансирование для кино по собственному сценарию плюс хотел режиссировать. Да и другие попытки тоже были. Экранизация «Падения» удалась не сразу, на это ушло почти четыре года.

Вы научились чему-нибудь у режиссеров, с которыми ранее работали как актер? Что из этого получилось использовать на съемочной площадке «Падения»?

Хотя я специально не подражаю ничьей работе или стилю, предполагаю, что все увиденное и услышанное как-то повлияло на мою манеру рассказывать истории. Мне посчастливилось работать с хорошими режиссерами. Кроме того, я многому научился, просматривая фильмы, в которых не участвовал как актер. Так, есть разные примеры написания сценариев, сценографии, операторской съемки и монтажа. Наблюдая за другими режиссерами, я отметил для себя три важных момента: во-первых, следует готовиться к съемке как можно тщательнее и как можно раньше; во-вторых, нужно всегда оставаться открытым для предложений и вопросов со стороны актеров и съемочной группы; в-третьих, необходимо присутствовать при каждой секунде процесса монтажа.

«Падение» – фильм, требующий терпения, в нем созерцание и размышления являются частью повествования. Вы специально задумали его таким или этот ритм естественным образом установился в ходе съемок?

Такой ритм истории, использование относительного молчания во многих сценах «Падения» продиктованы самим сюжетом. Невербальные реакции персонажей, особенно Уиллиса, были так же важны, как и любая строка диалога. Что касается музыки, то мне обычно не нравится четко подогнанная партитура, словно открыто диктующая мне, зрителю, что именно я должен думать или чувствовать при просмотре этой истории. В случае с «Падением» я задолго до начала съемок знал: мне нужно дискретное, отделенное музыкальное сопровождение, без прямых аналогий.

У вас был мудборд, который вы и оператор Марсель Зискинд использовали в качестве ориентира общей визуальной и эмоциональной картины фильма?

Ну не совсем. Я действительно поделился множеством фото, картин и эскизов с Марселем задолго до съемок. Некоторые из них сделал я, некоторые – другие художники. Он в свою очередь показал мне свою визуальную концепцию. Также я рассказал ему о лентах со сходным с моим визуальным решением в плане выбора освещения, положения камеры и кадрирования. Они были близки к тому, каким я видел «Падение». Задолго до основных съемок у нас уже было очень точное представление о том, чего мы хотим достичь.

За восемь месяцев до начала основной работы, когда еще даже не была полностью собрана сумма на создание картины, мы начали снимать в тех местах, где, собственно, планиро- вали съемки фильма. Это оказалось очень полезным. В чем заключалась идея? Таким образом заранее были подготовлены видео- и фотоматериалы пейзажей сельской местности в разные сезоны, чтобы затем использовать их в качестве фрагментов субъективных визуальных воспоминаний наших героев. В результате мы не только достигли поставленной цели, но и лучше узнали друг друга, стали настоящей командой. Оказалось, что наши эстетические представления о «Падении» были весьма схожи.

С какими режиссерами вам в первую очередь как актеру, комфортно работать?

Мне нравятся хорошо подготовленные режиссеры, знающие, чего они хотят добиться. Но они также должны быть достаточно спокойными и уверенными людьми, открытыми для предложений и вопросов.

Как вам работалось с актерским составом на съемках «Падения»?

Я старался адаптироваться к потребностям каждого из них и поддерживал открытое общение. Понятно, что молодых людей нужно было вести и наставлять больше, чем старших и опытных. Но я все равно старался дать им максимум свободы.

Что действительно поразило в вашем фильме, так это то, что зритель совершенно не осуждает Уиллиса. Важно ли было для вас удержать справедливый баланс в этом отношении? И, если посмотреть в более широком контексте, можно ли сказать, что вы в принципе придерживаетесь такого же подхода и в реальной жизни?

Да. Не существует однозначно хороших или плохих людей. Когда я готовлюсь к роли какого-то персонажа как актер или создаю его как писатель, я всегда стараюсь выявить его внутренние противоречия. А они есть у любого человека, каким бы предсказуемым или устойчивым он ни казался поначалу.

Вы соглашаетесь на участие в проекте, когда находите в нем хотя бы частичное сходство с собой или же, наоборот, отыскиваете что-то совершенно чуждое вам?

Изначально я ищу в персонаже не себя, а скорее увлекающую историю. Ту, которую лично мне было бы интересно увидеть как зрителю. Однако после согласия на роль я действительно начинаю искать связь и стремлюсь исследовать, даже акцентировать внимание на аспектах моей или чьей-то другой личности, полезных при построении образа героя.

В принципе, я не могу представить себе персонажа, которому я не мог бы сочувствовать и в котором не нашел бы какой- нибудь детали моего собственного характера. В конце концов, каждая сыгранная мной роль отчасти строится на поиске чего-то общего с моим персонажем, даже если такая связь будет незначительной или частичной. А дальше я довершаю образ героя, используя свое воображение, в котором у меня нет недостатка.

Как вы вживаетесь в образ от момента, когда вы дали согласие на роль, и до момента начала съемок?

О своем персонаже я задаю себе один вопрос, на который существует бесконечное количество глубоких ответов: что происходило в жизни этого человека до событий, описанных на первой странице сценария?

Вы пишете стихи и музыку, играете на музыкальных инструментах и поете. Когда вы начинали сниматься в кино, рассматривали ли вы это как расширение круга ваших интересов?

Я никогда не считал актерскую игру формой творчества, отдельной от других его форм. Литература, фотография, режиссура, сочинение и исполнение музыки – все это виды общения. На мой взгляд, это как разные языки и диалекты, связанные между собой. Все они являются ветвями одного дерева.

В эпоху, когда почти каждый человек присутствует в социальных сетях, вас там нет. Неужели в индустрии шоу-бизнеса закрытая, уединенная жизнь – единственный способ сохранить психическое здоровье?

В сутках и так не хватает часов, поэтому я не горю желанием добавлять себе еще и это занятие, которое считаю неоправданной и напрасной тратой времени и энергии.

Были ли в вашей актерской карьере какие-нибудь сцены или фильмы, которые вас впечатлили настолько, что даже спустя годы остались в вашей памяти?

В разное время меня вдохновляли разные вещи, но есть несколько моментов, о которых я продолжаю вспоминать с любовью. Однако были и сцены, которые меня когда-то впечатлили, а потом со временем утратили свой блеск. Прошлой зимой и весной, в период карантинной изоляции, введенной из-за пандемии, я пересмотрел много фильмов: и старых, к которым давно не обращался, и довольно много новых для меня. Некоторые из тех старых картин по-прежнему меня впечатляют, некоторые даже стали нравиться еще больше. А некоторые, включая сцены, которые я раньше считал прекрасно снятыми, срежиссированными и сыгранными, наоборот, разонравились. Думаю, меня вдохновляет то, что развивается. Точнее сказать, то, что я развиваюсь таким образом, что определенные фильмы производят на меня впечатление в какой-то определенный момент времени.

«Я НИКОГДА ВСЕРЬЕЗ НЕ ЗАДУМЫВАЛСЯ О МОДЕ ИЛИ СТИЛЕ. МОДА КАЖЕТСЯ МНЕ ЧЕМ-ТО ЭФЕМЕРНЫМ, А ЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ – СЛУЧАЙНОСТЬЮ»
Рубашка Dries Van Noten, пальто Prada, брюки Tagliatore, челси John Lobb

А что особенно впечатлило вас или повлияло на вас в последнее время?

Недавно прочел «Сжигание книг» Ричарда Овендена. Книга мне очень понравилась, я многое из нее узнал. То же самое могу сказать и о «Все напрасно» Вальтера Кемповски, и об «Апейрогоне» Колума Макканна. Меня также впечатлил повторный просмотр фильмов «Особенный день» Этторе Сколы, «Хиросима, любовь моя» Алена Рене, «Аталанта» Жана Виго и «Святые невинные» Марио Камуса – и это лишь часть. Что касается музыки, я довольно много слушал джазового пианиста Билла Эванса, трубача и композитора Ибрагима Маалуфа, классику в исполнении пианистки Марты Аргерих и группу Skating Polly.

Как вы относитесь к моде и стилю?

Я никогда всерьез не задумывался о моде или стиле. Мода кажется мне чем-то эфемерным, а ее привлекательность – случайностью. А вот в основе стиля, как мне кажется, лежит чувство непринужденности конкретного человека, которому комфортно с самим собой. Если человек не позволяет тому, что говорят о нем другие, каким-либо образом запугать или ограничить его, то он, как правило, чувствует себя вполне непринужденно, что и можно считать его индивидуальным стилем.

Оглядываясь на свою карьеру, можете ли вы сказать, что роли, выбранные вами как актером, стали надежным доказательством вашей личностной эволюции? Отражают ли эти фильмы отчасти вашу биографию?

Нас определяет наш выбор, который мы совершаем каждый день в больших и маленьких вопросах. Поэтому да, полагаю, что сыгранные мной роли – и то, как я изначально их играл, независимо от дальнейшего монтажа, – являются частью моей личной истории и эволюции. Однако рискну сказать: то, как я взаимодействую с людьми и как отношусь к ним (то есть степень вежливости и внимания, оказанных каждому встреченному на работе или в личной жизни человеку), и является наиболее важным показателем моей личностной эволюции.

 

 

Читайте также: 185 немецких актеров и актрис совершили коллективный каминг-аут 

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).