Король говорит: большое интервью Димы Монатика Алексею Нилову

Герои
01.04.2021
ТЕКСТ: Алексей Нилов
«Ты знаешь, самое главное – это ничего не придумывать, иначе потом будешь нести этот груз! Не создавай себе образ, ничего не сочиняй, оставайся таким, какой ты есть»
ПОДЕЛИТЬСЯ

На одиннадцатом году творческой деятельности Диму Монатика повсеместно называют королем украинской поп-музыки. Причем короновали его не только миллионы поклонников, но и коллеги по шоу-бизнесу, где в принципе хвалить друг друга не принято. Сегодня MONATIK выпускает хиты, продюсирует молодых артистов, снимает мюзиклы, готовит к выходу четвертый студийный альбом и линии одежды – и это лишь малая часть деятельности артиста и его команды.

«Заметьте, я сам ни разу не назвал себя королем!» – парирует артист. И хорошо. Это признак здравой самооценки. Скромность в данном случае вовсе не путь к неизвестности: артисту не нужно играть роли, он самобытен и объективно талантлив.

И сегодня, в эпоху главенства креатива и новой эстетики, MONATIK является ведущим трендсеттером, который ритм и ловит, и задает одновременно. С другой стороны, мы и не на конкурсе красоты, где каждый может купить себе титул. Любовь к музыке не продается – ее можно только завоевать. Завоевать, транслируя определенные ценности и культуру: «Сегодня мне хочется нести добро, ведь его так не хватает! Это главная задача. Все как-то серовато вокруг, все угнетающее. Еще не хватало, чтобы к нам на планету прилетели пришельцы и начали воровать коров, как это показывают в фильмах. Когда объявили всемирный карантин, я подумал: «Ребята, вот это «классный» 20-й год!»

Карантин внес весомые корректировки в жизнь каждого человека, не говоря о гастролирующих артистах. Тем не менее с начала 2020 года MONATIK посетил с туром более 20 стран. Но потом посыпались вопросы: что делать, как теперь жить? Потерялся ритм прежней жизни, а взамен пришлось пережи- вать за команду. С другой стороны, появилось больше времени для семьи: «Я всегда пытаюсь найти положительные моменты

во всем, что идет не по плану. Музыка, которую мы создаем, должна вдохновлять, помогать забыться, хотя бы на четыре минуты защитить от неизвестного будущего. Здесь могут быть и глубокие мысли, и абсолютно поверхностные, но музыка сегодня прежде всего». Тут и спорить нечего. Любую историю можно пережить, если правильно подобрать саундтрек.

Как правило, короля делает свита. О ней и поговорим.

В контексте проекта «артист MONATIK» перед нами представлена идеальная картина мира – семья Димы и Ирины, где последнюю смело можно назвать королевой, только вместо титульных обязанностей она выполняла функции продюсера. И остальная команда менеджеров, саунд-продюсеров, музыкантов и танцовщиков. Но вернемся на десять лет назад, к истокам love story. «Это был, наверное, 2010-й. Закончился «Х-фактор», тогда мы еще находились в статусе друга и подруги, причем дружили очень плотно. Мы оба из Луцка, но встретились в Киеве, еще до моего участия в шоу. Это произошло в ресторане «Шато», напротив метро «Крещатик». Нас познакомила моя подруга Карина. Раньше, когда я танцевал брейк-данс в Луцке, Ира приходила смотреть на наши уличные перформансы, поэтому визуально мы были знакомы еще с тех времен. Для меня тогда высшей формой доверия к человеку было желание показать ему демоверсии своих песен. 

Это как обнажить душу... Карина ушла, а я включил Ире свои песни. Она сказала: «Какие же они красивые! Дай Бог, чтобы однажды все получилось и это услышали люди». Я был так благодарен ей за тот вечер, в таком воодушевлении прилетел домой! А спустя некоторое время за один присест написал «40 градусов» и «Улыбаясь».

Свитшот Balenciaga, джинсы Levi’s, кроссовки Adidas, шапка Ритмоlove Куртка Gucci

После участия в «Х-факторе» Диму приняли в штат канала СТБ помощником креативного продюсера. Хотя это и не была сцена, но творческая работа развивала креативное мышление, все находились в постоянном диалоге, что-то изобретали. В тот же период Дима начал шерить квартиру с Ириной (в статусе друзей) и помог ей устроиться ассистенткой к Ури Геллеру. «Мы жили в одной квартире, но в разных комнатах. Однажды я узнал, что она собирается на свидание, и мне это безумно не понравилось! Позже выяснилось, что и мои походы на свидания ей тоже не доставляли удовольствия. Так начались наши отношения. Я искренне уверен, что лучших пар, чем люди, которые изначально крепко дружили, смеялись, разговаривали на любые темы и бесконечно наслаждались этими беседами, не существует. Это мое субъективное убеждение, поскольку до сих пор наше общение никак не изменилось. Оно такое же, как в те вечера на съемной квартире. Нам всегда есть о чем поговорить – это же так важно!»

Шло время. Десять лет назад, без инстаграмов и тиктоков, со слабо развитой культурой YouTube проснуться знаменитым было практически нереально. У будущей звезды много раз опускались руки: интернет не работал, песни писались в никуда, соответственно, музыка не была доступна широким массам.

А вдохновение без отдачи и признания быстро улетучивается. Как по закону сохранения энергии. Ведь востребованность – это очень важный двигатель. Однажды после работы Ирина завела с Димой серьезный разговор и сказала, что музыка должна работать, ею нужно заняться всерьез, иначе творческое истощение неизбежно. «Ира так воодушевленно все это преподнесла, а затем предложила: «Давай вместе!» Я так боялся, что если мы сейчас начнем какие-то общие проекты, то из-за денег, решения коммерческих и прочих вопросов можем разругаться в пух и прах. Но я тогда не понимал всей мощи итальянской семьи, когда в бизнесе участвуют исключительно родственники. Оказалось, это реальная сила!» В данной истории общее дело только укрепило отношения: ремонт ли, стройка ли – любое занятие единомышленников было только во благо. «Мы достаточно часто спорим, но делаем это весьма продуктивно, уважая мнение друг друга, поэтому, как правило, приходим к компромиссному варианту».

Далее все пошло-поехало: ребята ходили на радио, разносили песни, начали очень упорно работать. Дима стал много писать – и музыки, и текстов. Так важно, когда есть человек, искренне верящий в общее дело: «Одной голове очень сложно!

Ты можешь настолько себя накрутить, что зайдешь не в ту сторону. Рядом всегда должен быть тот, кто выслушает, посмотрит со стороны и скажет: «Честно говоря, все не так, как ты думаешь». То же самое и я могу сказать Ире».

Пока Дима занимался творчеством, Ирина была директором, отвечала на звонки, которых... почти не было. Но со временем телефон стал звонить все чаще. «Ира очень красиво и вежливо общалась с заказчиками и организаторами выступлений. Она так выстраивала разговор, что даже те, кто не был знаком с моим репертуаром, делали заказы. Это нужно уметь. Она стала моим лицом и голосом. У нее и сейчас много интересных catch’ей, приходов – мы их ловим и развиваем».

Сегодня в команде MONATIK около 20 человек. За небольшим исключением все они работают с Димой с самого начала. Соратники переживают карантинные ограничения, но благо никого не пришлось увольнять: отыскали столько тем и способов заработать деньги, что все остались при деле даже при отсутствии концертной деятельности. До пандемии концерты у артиста были три-четыре раза в неделю, в рамках туров – почти ежедневно. «Хочется создавать, придумывать. Сейчас хороший момент – это commercial. Мне кажется, все артисты пойдут в commercial, поскольку это доход, это креатив, это возможность продолжать выступать, производить продукт, только немного в других условиях». Но сцена есть сцена – магия человеческих глаз, эйфория, эндорфины: «Это потрясающее чувство, на него подсаживаешься, жаждешь его!» Да и карантин оказался очень продуктивным для Димы и команды: уже почти готов четвертый альбом, и он даже имеет название.

Свитшот Balenciaga, джинсы Levi’s, кроссовки Adidas, шапка Ритмоlove Рубашка Balenciaga, джинсы Levi’s, шляпа Marc Jacobs, подвеска Dior & Arsham

Мы в L’Officiel Hommes не считаем чужие деньги, но опре- деляем мерила успеха и популярности. Чем успешнее артист, тем он, по идее, должен быть богаче: «Деньги же любят тишину! Я сторонник этой мысли, поскольку уже не раз убеждался в ее справедливости. Скажу одно: бизнесмен из меня такой себе. Если что-то создать-придумать – да, я могу, а заработать на этом... Ну... Иногда получается, иногда нет, иногда какой-то проект даже приходится дотировать. Например, на концерте «Витамин D» мы очень много потеряли из-за неудачной дого- воренности с организаторами. А вот в «Олимпийском» решили все делить 50 на 50 – и это была очень правильная идея. Если мы попадаем на деньги, то вместе с организаторами. Если зарабатываем – зарабатываем вместе. И, что удивительно, как раз-таки на стадионе удалось заработать очень хорошо, это был прибыльный концерт. С другой стороны, когда мы объявляли выступление в «Олимпийском», я говорил: «Ребята, вы серьезно?» А они: «Давайте попробуем! Когда, если не сейчас?» И я подумал: «Реально, когда, если не сейчас? Мне 33, я не знаю, как дела пойдут дальше. Вот, пожалуйста: перенесли бы еще на год – ничего бы и не было из-за коронавируса. Я очень рад, что мы тогда набрались смелости».

Далеко не каждый артист в Украине может собрать «Олимпийский». Здесь мало лишь таланта и репертуара, здесь нужны упорство и бесконечная работа. И ключ к аудитории.

У MONATIK аудитория весьма разнообразная: на концерты приходят семьями, а значит, поколениями. «Зрители знают, что на шоу не будет мата, поэтому они могут взять с собой маленьких детей. Те, в свою очередь, любят танцевать. Плюс есть возможность наслаждаться постановками и номерами. Каждый находит свое, и это круто».

За несколько месяцев до концерта MONATIK тяжело засыпал – мешали мысли о возможном провале, подогретые прессой: «Не соберет! Самоуверенный! Не получится!» Есть даже информация о том, что некоторые делали ставки на провал и проиграли приличные суммы. Но спустя три месяца после начала продажи билетов организатор объявил: рубеж в 30 тысяч зрителей взят! Дело оставалось за малым – оправдать ожидания. И у этой медали нет ни одной нетревожной стороны, поэтому следом приходит спокойствие. Как у боксеров, которые готовятся к бою: победить или проиграть. Принять поражение достойно тоже великое дело.

«2020 – цифры говорят сами за себя, если покопаться. Нам, артистам, да и всем людям на земле, необходимо держаться вместе. Мы научились ценить близость. Мы хотим обняться, но не делаем этого из-за чувства тревоги – боимся заболеть. Кто бы мог подумать, что хоть и на время, но мы лишимся привычной жизни?» В 2020 году Дима выпустил сольную песню «Сильно» и переключился на череду суперуспешных дуэтов. Среди них – главный хит прошедшего лета «ВЕЧЕРиНОЧКА» в дуэте с Верой Брежневой. Демоверсия песни, предложенная Диме Настей Лисой, солисткой группы «Бамбинтон», пролежала в столе три года. Основной причиной являлось желание артиста исполнять преимущественно собственные произведения, рассказывать свою историю. Изначально в песне был другой вайб – не томный, наивный. Но уже тогда стало понятно, что это «мозговой червь», от которого невоз- можно избавиться. Поэтому ты ходишь и напеваешь: «Вечериночка, вечериночка...»

Однажды в Юрмале на концерте в «Дзинтари» Дима со сцены увидел, как в толпе под его песни танцует Вера Бреж- нева: «В этом зале все зрители обычно сидят, а тут с самого начала они встали и начали танцевать! У меня до сих пор мурашки по коже от этих воспоминаний – обожаю Юрмалу! И вот я увидел Веру: абсолютно не смущаясь, она танцевала под сценой. От нее было сложно отвести взгляд. И пока я пел свою песню, в голове слышалось: «Вечериночка...» Потом мы встретились на пляже и играли в 1-2-Switch. Разбились на команды – парни против девушек, – а темой игры стала вечеринка! И я снова поймал себя на том, что это какой-
то знак». Вернувшись домой, Дима начал переписывать демоверсию, четко слыша в ней голос Веры – тембр, субтон. Вокал должен быть мягким, почти музыкальным шепотом – и полилась такая томная «ВЕЧЕРиНОЧКА». Новая версия была незамедлительно отправлена Брежневой. «Дима, я не могу прекратить ее слушать! Ты предлагаешь мне дуэт? Этого не может быть! Ура! Давайте!» Вера приехала на запись трека, и тогда уже стало понятно, что дуэту быть, вечериночка начинается!

Костюм Frolov Куртка Gucci, шапка Ритмоlove, street socks, кроссовки Balenciaga

Как по мне, успех MONATIK сегодня – в особой «трушности», понятной и прозрачной правде, без мишуры и надуманных пресс-релизов. До участия в «Танцуют все» MONATIK танцевал в балете D’Arts под руководством Николая Бойченко. Рост Димы – 1,64 м, балетный стандарт – от 1,8 м, но Бойченко объединял поистине талантливых людей и позволял им свободу движений в языке танца. Он дал Диме важный совет: «Ты знаешь, самое главное – это ничего не придумывать, иначе потом будешь нести этот груз! Не создавай себе образ, ничего не сочиняй, оставайся таким, какой ты есть. Тогда тебе будет гораздо легче в дальнейшем».

Сегодня индекс популярности MONATIK очень высок – докарантинный гастрольный график говорит сам за себя. Но какова цена популярности? «Артист должен стремиться к популярности, иначе его музыку никто не будет слушать, ни- кто не станет ходить на концерты. Это необходимость. Если сегодня тебя узнают на улицах, всегда нужно помнить, с чего все начиналось. Например, как ты лежал в луцкой квартире на диване и размышлял: «Что мне делать, куда идти? Я не хочу быть юристом, не нравится. Меня поедает изнутри черная дыра!» Теперь же можно только благодарить судьбу и всех тех людей, которые в итоге сделали то, что мы сегодня имеем. Появляются ли нотки социопатии? Скорее нет, чем да, но иногда это, конечно, тяжело. К примеру, ты засыпаешь в самолете.

Во сне может открыться рот, потечь слюна, а люди... будят тебя: «Можно сфотографироваться?»

Тема наследия периодически просачивается сквозь страницы нашего издания. Чье-то наследие в искусстве и бизнесе, чье-то – в продолжении не только творческом, но и биологическом. У Димы и Иры двое прекрасных детей-погодок – пятилетний Даня и младший Платон. Папу они видели преимущественно редко и занятым, но сегодня Дима – отец и друг. Именно таким он мечтал для них быть. «Очень важно, чтобы дети считали меня человеком, с которым могут поделиться абсолютно всем. И точно такие же отношения должны быть между братьями – я прикладываю для этого максимум воспитательных усилий. Для сыновей я всегда веселый. Но это пока! Думаю, со временем стану строже, поскольку знаю, что позволяют себе тинейджеры и как это потом заканчивается. У меня потрясающие пацаны! С каждым днем я все больше радуюсь тому, что их двое. Уже сейчас видно: они лучшие друзья. Даня всего на год старше, но Платон за ним очень тянется – это круто. Они вместе развиваются, им интересно друг с другом. Даня каждый раз обнимает Платона и при этом осознает, что это его брат. Платон подрос и теперь тоже все понимает. Очень клево! С сыновьями классно отдыхать, круто взять и куда-нибудь с ними слетать. Вообще, хочется многое им показать. Например, моя мечта – поехать с ними в Орландо. Для меня очень важно это сделать!»

В Орландо множество детских парков развлечений, среди которых не только Диснейленд, но и культовый Universal Park. Во время гастролей по Америке у Димы и команды была возможность посетить эти парки в коротких промежутках между концертами: «Я слышал детский смех, и мне становилось грустно, что моих детей сейчас нет со мной рядом. Я хочу привезти их туда и заново пережить те детские эмоции вместе с ними, глядя в их глаза и наблюдая за реакцией». Тогда Дима загорелся идеей провести неделю в Америке: начать с Майами, заранее купить билеты в парки и очереди, взять напрокат машину и отправиться в Орландо – три часа езды! А там – несколько дней бесконечных аттракционов. «Думаю, дети будут в восторге от такого праздника! Я вспоминаю себя в их возрасте, свои эмоции и чувства. Благодаря сыновьям я снова могу вернуться в свое детство, посмотреть на мир их глазами. Почему для нас, взрослых, время бежит быстрее? Да мы уже все видели, мы не так цепляемся за эмоции. А ведь в детстве можно было по три часа разглядывать какой-нибудь муравейник!» Безуслов- но, дети замедляют ход времени, и, когда смотришь на мир их глазами, сам снова становишься ребенком. Это вдохновляет.

У MONATIK давно сложился стиль в одежде, а шляпы и прочие головные уборы много лет назад стали частью ДНК артиста. Мы, как издание о моде для образованных мужчин, уточняем, что и как влияло на выбор одежды музыканта: «Было время, когда я очень любил Fendi. Мне кажется, Карл Лагерфельд интегрировал в коллекции свои воспоминания о юности. В строгие тренчи он всегда добавлял какую-то крутую фишку: глаза на локтях, улыбочка вместо пояса. Это же круто! Мне импонирует то, что делает Dior Homme в коллаборациях с арт-деятелями. Я обожаю такое слияние абсолютно разных взглядов. Во-первых, Дом молодеет и становится совсем другим, он готов удивлять и себя, и своих клиентов – это круто. Плюс Dior хорошо сидит на мне. Очень созвучно то, что делает FROLOV, искренне считаю его гениальным художником. Его произведения созданы с такой любовью! Вообще, головные уборы обожаю с детства – с тех времен, когда носить шапку приходилось постоянно, поскольку никогда не знаешь, где в этот раз придется крутиться на голове. А потом привычка остается с тобой, так ты чувствуешь себя комфортно. Я в восторге от шляп Руслана Багинского и, конечно же, люблю стиль а-ля Жак-Ив Кусто. Еще обожаю удобную обувь! Я sneakerhead. Они очень практичны для танцев и при этом хорошо выглядят как с элегантной одеждой, так и со street wear. Считаю, что самая крутая находка для человеческих ног – Balenciaga Street Socks. Это же самая удобная обувь во вселенной, в ней можно пойти куда угодно!

Ну и, конечно же, классика – это Superstar, здесь нет никакой выдумки. Я был очень рад сотрудничеству с Adidas. Впервые «суперстары» я увидел в клипе RUN DMC и Aerosmith на песню Walk This Way – в тот момент, когда между рэпом и роком разбивается стена. Помните этот вижуал, когда они заглядывают друг к другу, пробивают стены и все время топают ногами в «суперстарах»? Мы потом бегали по секонд-хендам, буквально охотились, хантили эту обувь. Первые кроссовки мне достались на два размера меньше, но главное, что они у меня были, и я в них ходил, поджав пальцы. Зато в Superstar!»

Для любого творческого человека важна насмотренность и вдохновение. Сегодня, когда границы закрыты, есть YouTube с его онлайн-концертами и мюзиклами, есть огромное количество непросмотренных фильмов и сериалов. Не так давно MONATIK представил мюзикл «Ритм» – новое и свежее дыхание в редкой череде украинских музыкальных фильмов: «Ритм» возник благодаря мюзиклам, которые мы посетили за время гастролей и путешествий. Я был в восторге от «Книги мормонов» – она перевернула мой мир классических, стандартных мюзиклов (ранее мы были на «Чикаго» и «Короле Льве»). Я восторгался игрой, танцами, постановками. Это потрясающе и гениально! Однажды в Лондоне попал на мюзикл от создателей South Park. Я большой поклонник отдельных эпизодов этого мультсериала. Здесь все было выдержано в том же стиле: человек во сне попадает в ад, и с ним посредством песен общается дьявол. А потом вокруг главного героя начинают танцевать пончики, вредная еда и всякая нечисть. Разумеется, на сцене танцоры в костюмах, и все это какой-то сюр, но неимоверно круто сложенный. Искренне рекомендую этот мюзикл – он другой, отличный, со своими моментами и ни на что не похожий. Я потом заставил всю команду пойти и посмотреть его. Обожаю также ездить на концерты! Мы были на выступлениях Rolling Stones в Праге и Beyonce в Барселоне. Но самый потрясающий – концерт Тимберлейка в Лондоне: я и плакал, и поражался работе, легкости...»

 Костюм Frolov, street socks Balenciaga

Диверсификация свойственна любому бизнесу, тем более шоу-бизнесу. Мерч, условные «фабрики звезд», продакшен и околосферные ответвления позволяют полностью сложить пазл и выжать максимум из креативных идей и талантов. Так, в ближайшее время MONATIK запустит собственную продукцию: «Мы пытаемся создать бренд. Это будет не «Мерч Монатика», а «РИТМОLOVE» – одежда, в которой удобно ловить ритм, передвигаться.

Готовим линию одежды для детей. Интересно, куда это приведет и как будут реагировать люди». Недавно также было официально объявлено о создании MONATIK Corporation и продюсировании ряда молодых артистов: «Прийти к этому, созреть было сложно. Но в свое время было сложно прийти и к концерту в «Олимпийском». И к мюзиклу было сложно прийти морально. Сперва кажется, что путь непреодолим, но потом ты берешь эту вершину и смотришь на все сверху вниз: неужели это возможно было написать, создать, реализовать?!

Я люблю и ценю всех артистов нашей корпорации. Такое отношение – залог правильной синергии. Я считаю их безумно талантливыми, и мне очень хочется, чтобы люди оценили их работы, увидели их талант так, как вижу я, почувствовали его и поверили в них так, как верю я. Они этим очень сильно заряжаются, а я заряжаюсь тем, что заряжены они, ведь я вижу, как осуществляются чьи-то мечты – меня это тоже окрыляет.

К тому же появилось достаточно материала, которым хочется делиться. Так почему бы не делиться им с теми, в чей талант ты реально влюблен?»

Еще одной вехой в карьере MONATIK стало продюсирование выступления артистов на Софийской площади в День Независимости. Это было попурри из украинских песен разных жанров: «Мне дали список утвержденных артистов и песен. Сорок треков, которые нужно завернуть в mash-up, – история для Книги рекордов Гиннесса. Я такого еще не слышал! Понятно, что сначала это кажется невозможным, а потом вдруг все становится реальностью. Я тогда был занят «Ритмом», поэтому, ничего не обещая, забрал материал домой. И вот смотрю на список, но не нахожу там «Зорепадом летять роки» Тараса Петриненко – песни о песне. А это из моего детства, я ее обожал! Тогда я решил, что она должна открывать всю идею. «Тільки пісня нам зупинить час, що так біжить від нас. Тільки пісня нам поверне знов нашу юність і любов» – какой посыл! Вот для чего мы все это делаем. Я начал играть ее на фортепиано и сразу понял: очень хорошо это мог бы спеть Олег Винник. Дальше вижу, что все песни отлично переходят одна в другую – схема работает, композиции срастаются! За одну ночь я их соединил, утром прибежал в студию и начал с ребятами музыкальную сборку, причем без оркестра. Потом режиссер Катя Царик за три недели распределила материал визуально – и картинка сложилась. Каждый вокалист прозву- чал классно, каждый спел песню другого артиста – это было важно. Потрясающе, что сегодня все украинские артисты были вместе. Мы становимся ближе, клановость исчезает. Вот есть, к примеру, MOZGI Entertainment: мы дружим, чувствуем себя коллегами – и это круто! Здоровая конкуренция – двигатель прогресса. Она, конечно же, нужна, но пусть это будет конкуренция дружеская, чтобы можно было по-доброму все обсудить и мы могли друг другу прямо сказать: «Вы меня вдохновили, теперь я буду думать, что бы еще мне сделать этакого». На концерте ко Дню Независимости была стерта грань между теми, кто взрослее, кто глыба, и теми, кто в на- чале пути. Все артисты были равны».

В завершение трехчасового диалога осмеливаюсь спросить о планах и глобальных целях. Ракета MONATIK взлетела так высоко, что многим не под силу совершить подобные подвиги даже за всю творческую жизнь: «Цели у меня зачастую появляются внезапно. То, что было мечтой, неожиданно становится целью – и ты начинаешь делать все для ее достижения. Мечтал найти время и написать мюзикл – это произошло. Теперь хочу, чтобы молодые артисты MONATIK Corporation звучали и их песни нравились людям. Поскольку сегодня многое вообще недоступно и границы закрыты, сверхмечтой сегодняшнего дня пусть станет та поездка в Орландо, о которой я упоминал, – она мне очень греет душу. Я, честно говоря, не знаю, что произойдет дальше, но иметь надежду на лучшее просто необходимо».

 

Читайте также: Все, что нужно знать о весеннем номере L’Officiel Hommes UA

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).