Прекрасная эпоха (Belle Époque) была периодом мировой истории, полным страданий и в то же время полным шарма, энергии, желания и соблазна. Колониальная экспансия принесла на Запад моду Востока с ее очарованием экзотики и ореолом чувственности и волшебства. Средоточием такого магически притягательного и разрушительного соблазна была роковая женщина, lа femme fatale. Она получала власть над своими поклонниками, растворяя границы времени и социальных условностей, обладая неудержимым стремлением к свободе, бесстыжестью и дикой сексуальностью. Деформированная корсетами, надетыми на нее патриархальной мачокультурой с целью создания квинтэссенции эротических мечтаний, женщина являлась объектом внимания.
Перья, украшения, вышивка, драгоценности – все это усиливало женскую харизму и преумножало поток подарков. Подношения были сродни пожертвованиям божеству, сделанным в момент безумия, потери себя после вкушения запретного. Таким образом роковые женщины выполняли серьезную социальную функцию. И хотя все начиналось со скромного служения им, финалом зачастую становился откат в бедность и насилие. Будучи жертвами рока, такие женщины часто возносились судьбой на вершины славы, а потом жестоко низвергались ею в пучины старости и нищеты, от которой с самого начала так отчаянно бежали. Но эти дамы знали толк в жизни. Они не занимались накопительством, а наслаждались невероятными богатствами, которыми в короткие сроки одаривали их аристократы и богачи-промышленники, ища в своих любовницах то, чего недоставало на супружеском ложе.
Одной из самых известных роковых дам той эпохи была Красавица Отеро (La Bella Otero), также известная как Каролина Отеро (настоящее имя – Августина дель Кармен Отеро Иглесиас) – танцовщица, родившаяся в городе Вальга в Испании в 1868 году. На ее долю выпало немало страданий, насилия, унижений, ей приходилось заниматься проституцией, но этой женщине сполна досталось и счастливых встреч. Например, банкир по фамилии Фуртиа обеспечил ей свободу, лучшее на то время образование и контракты с самыми престижными кабаре Европы. В 1898 году Каролина соблазняла парижскую публику экзотическими танцами под псевдонимом Белль Отеро, который она получила от своего менеджера Джозефа Оллера, владельца «Мулен Руж».
После того как красавицу заметил Эрнест Юргенс, один из администраторов нью-йоркского музея «Эдем» и большой охотник за талантами, Отеро приняла его приглашение гастролировать в США и вскоре стала настоящей звездой своей эпохи. Она была известна и роскошным оформлением номеров, и острым соперничеством с другими звездами: Лианой де Пужи, Клео де Мерод, Эмилльенной д’Аленсон. Во время выступлений на ней были лишь ожерелья, болеро и цепочки, украшенные редчайшими драгоценными камнями. Этот минимализм еще больше усиливал ауру соблазна и исключительности, которую так ценили состоятельные аристократы. Сразу становилось ясно, что это удовольствие доступно лишь немногим, поистине привилегированным особам. Сам царь Николай Романов говорил своей роковой женщине: «Забирай все, но не оставляй меня!»
Заслуживают внимания и отдельные драгоценности той эпохи: например, жемчужное ожерелье, принадлежавшее королеве Марии Антуанетте, украшения из арсенала императрицы Евгении (супруги Наполеона III). В 1901 году ювелир Пол Хамелин создал для Красавицы Отеро драгоценное «болеро» с бриллиантами и цветными кабошонами. Изделие удивляло: это действительно была накидка без рукавов, сверкающая благородством, воплотить в жизнь которую удалось благодаря ажурной решетчатой конструкции. Эту же технику в то время применял и Cartier для своей серии из десяти ожерелий, прилегающих к телу сродни второй коже. Недолго думая, капризная дама решила переделать «болеро» в одно из таких изделий французского Дома. Разумеется, оставив в нем исключительно бриллианты. Вдохновением послужило колье Марии Антуанетты с кисточками и лентами. Так в 1903 году мир увидел ожерелье Résille Cartier. Отеро оплатила его самостоятельно, несмотря на слухи об ошеломляющих подарках от кавалеров.
Итальянская семья Флорио была постоянным клиентом дома Cartier еще со времен Франки Флорио – наследницы благородного палермского рода. Она обожала драгоценности, особенно те, что дарил ей супруг Игнацио в качестве отступных за многочисленные измены, в том числе и с Отеро. Cartier и Lalique были любимыми брендами Франки. Ее знаменитое семиметровое ожерелье, составленное из 365 редких жемчужин, символизировало слезы, пролитые ею от любви к Игнацио, – по жемчужине за каплю. Этим драгоценностям завидовали все аристократки того времени. Даже королева Елена Савойская запретила Флорио появляться при дворе в этом блистательном «обмундировании». Очаровательная, образованная Франка считалась самой красивой женщиной Италии. Ее друг Габриеле д’Аннунцио даже советовал ей не носить серьги, чтобы не искажать совершенный овал лица.
...В 45 лет Белль Отеро ушла со сцены.
К этому времени в ее руках было сосредоточено неслыханное богатство – 25 млн долларов. После Второй мировой войны она приобрела на юге Франции, в Ницце, виллу «Каролина». Это было жилище, поистине достойное королевы. Однако из-за постоянной игры в казино Монте-Карло, да еще и с большим размахом, Отеро быстро разорилась. Юристы добились от казино Société des Bains de Mer в Монако ежемесячного содержания для Каролины, мотивируя свое требование тем, что она проиграла там сумму, в два с половиной раза превышавшую стоимость самого казино.
Эта невероятная жизнь закончилась в возрасте 96 лет в скромном отеле в Ницце. Даже перед самой смертью у Отеро все еще просили автографы, однако, говорят, просителям было отказано...
Читайте также: История первой газовой зажигалки S.T. Dupont