Лука Гуаданьино через образы изучает желания, чувственность и человеческие трагедии. Итальянский режиссер – один из самых выдающихся киномастеров современности. За последние 10 лет он снял четыре фильма, которые завоевали сердца радикально разных зрителей: «Я – это любовь», «Большой всплеск», «Зови меня своим именем» и «Суспирия». Но уникальность Гуаданьино в мире кино имеет еще одну причину – его особые отношения
с модой и архитектурой интерьеров. Он ощущает себя в своей стихии в двух разных вселенных: роскоши и мощного авторского кино, в котором пространство, дома и костюмы рассказывают отдельные истории, вплетающиеся в общий сюжет.
ПОИСК ПЕРЕЖИТОГО ОПЫТА
В детстве, посмотрев фильм «Лоуренс Аравийский», Лука понял, что хочет быть режиссером. Родился он в Палермо. Его мать была уроженкой Алжира, а отец – сицилийцем, профессором истории и итальянской литературы, преподававшим эти предметы в Эфиопии, где мальчик провел первые пять лет своей жизни. В подростковом возрасте, романтич- ный и наивный, он вступил в Итальянскую коммунистическую партию, а после школы отправился в Римский универ- ситет «Сапиенца» на факультет истории и критики кино.
Он был старательным студентом и с блеском защитил диссертацию, посвященную американскому режиссеру, продюсеру и сценаристу Джонатану Демми.
Радикальные взгляды Луки с тех пор мало изменились: он ненавидит итальянское кино 1980-х, называя его ограниченным и натянутым. Еще Гуаданьино не любит рассказы об эстетике, он считает ее концептуальной ловушкой, поскольку сам ищет не красивую картинку, а опыт пережитого. Себя в кино видит в роли рассказчика историй. В декабре 2015 года он признался в интервью: «Мне нравится идея максималистского кино. Я полностью выкладываюсь, когда снимаю. Очень важны перфекционизм и ноу-хау. Еще важен физический аспект. Даже самые интеллектуальные фильмы Ингмара Бергмана по своей форме являются невероятными артефактами. Если вы как режиссер пренебрегаете этим аспектом, то рискуете стать высокомерным и самонадеянным. Все без исключения режиссеры, которых я люблю: Альфред Хичкок, Фриц Ланг, Макс Офюльс, Кэндзи Мидзогути или Бернардо Бертолуччи – были выдающимися мастерами и владели ремеслами».
Будучи эпикурейцем по натуре, Гуаданьино больше всего любит хорошую кухню и задушевные беседы с друзьями. Так что атмосфера, в которой проходит его режиссерская работа, напоминает стоянку кочевого табора близких людей. Часто рабочий день Луки заканчивается совместной трапезой со съемочной группой, где за едой все обмениваются идеями и впечатлениями, – получается причудливая смесь дружеского ужина и мозгового штурма. Нередко они еще и просматривают фильм, который потом обсуждают. Такое динамичное, наполненное кипением идей общение – для него привычный режим работы. «Я очень люблю артистов. Я чувствую себя таким счастливым благодаря постоянному сотрудничеству с ними. В их компании заживают все раны, нанесенные жизнью, потому что жизнь – это занятие, причиняющее боль. Я люблю людей, которые «больше, чем жизнь», я их не боюсь, они меня исцеляют. Артисты – создания, полные противоречий, делающих их такими хрупкими, нежными и ранимыми, и это прекрасно!»
НОВЫЕ МИРЫ
Среди этих прекрасных созданий и английская актриса Тильда Суинтон, которая играет почти во всех фильмах Гуаданьино. Они познакомились в 1994 году во время ретроспективного показа работ Дерека Джармана и буквально «влюбились» друг в друга как художники, мгновенно найдя общий язык. Еще одна его близкая подруга – такая же, как он, перфекционистка Сильвия Фенди, с которой они сотрудничают с 2005 года. Тогда она заказала у мастера два короткометражных фильма (The First Sun и The Golden Mirror) для продвижения мужской весенне-летней коллекции Fendi 2006 года и мужской осенне-зимней коллекции 2006–2007 годов.
В 2009 году Сильвия выступила ассоциированным продюсером фильма «Я – это любовь», в 2018-м –продюсером триллера «Суспирия». В июне прошлого года Гуаданьино пригласили в качестве художника для работы над мужской коллекцией Fendi сезона весна- лето 2020. Он разрабатывал графические принты Botanics for Fendi, давал полезные советы по кастингу и сам нашел место для показа – роскошные сады на вилле «Реале» в Милане.
Воспоминания о детстве в Эфиопии вдохновили мастера на создание длинных шелковых рубашек. В представлении Гуаданьино одежда должна рассказывать о человеке, который ее носит.
Она практически формирует тело и трансформирует его, выражает чувства. А для того чтобы правильно передать такое послание на экране, нужен художник по костюмам. С 2015 года в его команде этим занимается Джулия Пьерсанти. Коренная миланка, окончившая Школу дизайна Parsons в Нью-Йорке, является специалистом по трикотажу. Она начинала карьеру в Miu Miu, затем работала в Celine, Balenciaga, Lanvin. По словам Гуаданьино, Джулия обладает энциклопедическими знаниями об одежде и связанных с ней социальных нюансах. В мир кино она пришла по приглашению Луки для сотрудничества над «Большим всплеском» (где Тильда Суинтон появляется в изумительных нарядах Рафа Симонса для Dior). Работая над костюмами для фильма «Зови меня своим именем», она детально изучила летнюю моду 1980-х, черпая вдохновение в фильмах Эрика Ромера, в том числе в картине «Полина на пляже». Джулии удалось передать через одеяния чувственный и одновременно ностальгический мир: чего стоят мини-шорты Арми Хаммера!
Для фильма «Суспирия» (действие происходит в 1977 году в Берлинской академии танца, которой руководит ковен ведьм) Джулия Пьерсанти создала все костюмы, включая узоры на них.
В какой-то момент даже возникла идея превратить эти работы в полноценную коллекцию. В 2018 году в интервью газете New York Times Гуаданьино так сказал о своей художнице по костюмам: «Я не могу представить себе работу над моими следующими проектами без Джулии. Мы уже работаем над созданием новых миров».