Спецпроект «Коллекционеры». Отвечает Зенко Афтаназив

Герои
19.03.2019
ТЕКСТ: Карина Качуровская
Есть забавное сравнение арт-дилера с хирургом, выбирать нужно того, кому доверяешь!
ПОДЕЛИТЬСЯ

В системе украинского арт-пространства появился важный элемент – Клуб Коллекционеров Современного Искусства. Объединение было инициировано, чтобы сохранять художественное наследие прошлого и развивать искусство настоящего. Участники Клуба имеют доступ к определенным привилегий, что дает им возможность узнать больше о культуре коллекционирования и о арт-инвестициях.

L'Officiel Hommes представляет цикл материалов, посвященных украинским меценатам – тем, кто уже вошел в историю и тем, кто популяризирует искусство в современной Украине.

Как искусство стало неотъемлемой частью жизни, почему инвестировать в культуру важнее, чем в недвижимость и как развить свое эстетическое чутье рассказывает Зенко Афтаназив.

Зенко Афтаназив

ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ИНТЕРЕСЕ К ИСКУССТВУ

— Времена школьного и высшего образования прошли во Львове; городе, который дышит историей и искусством. Я закончил Львовский государственный институт физической культуры – это ВУЗ, который готовил тренерско-преподавательский состав для воспитания олимпийских чемпионов и мира. На тот момент это было особенно актуально, так как спорт был одной из составляющих международной политики Советского Союза. Для меня было важно чувствовать причастность к репрезентации страны на мировом уровне.

Думаю, самое ценное, что сформировалось и закрепилось в моем сознании за годы обучения – это стимул к победе. Воспитание трудолюбия и достижение поставленных целей являлось основополагающим фактором любого занятия.

После окончания учебы проработал в спорте до 1987 года. Затем фактически занялся производственными процессами, а для повышения квалификации получил еще и экономическое образование. Но интерес к искусству присутствовал с юношеских лет.

Во Львове рядом с моим местом работы кипела жизнь Институт Декоративно-прикладного Искусства. Мы часто пересекались с молодыми преподавателями и выпускниками старших курсов. Так случайное соседство художественного и спортивного мира привело к общению с семьей скульптора Эммануила Мисько. Я был частым гостем его мастерской, где познакомился с плеядой талантливых художников и впитал дух творчества. Видел, как рождаются скульптуры и картины. Это было первое знакомство с безграничной и такой захватывающей сферой искусства.

О ФОРМИРОВАНИИ СВОЕГО ВКУСА

— Современное искусство – это особый язык, зная который вы сможете расшифровать тайны мироздания. Безусловно, изучение его требует немалых усилий, а главное – времени. Можно полагаться на собственное чутье и самостоятельно развивать вкус: читать профильную литературу, посещать музеи, галерейные выставки, ездить на международные арт-ярмарки и слушать лекции. Можно доверить свою коллекцию арт-консультанту, но тут нужно быть осторожным. Есть забавное сравнение арт-дилера с хирургом, выбирать нужно того, кому доверяешь.

Мой опыт включает в себя оба подхода. Плюс ко всему – личное общение с художниками и посещение мастерских. Я благодарен Александру Клименко, невероятно интересному собеседнику, за то, что он поделился своей философией отношения к искусству, я проникся. Каждый раз смотря на его работы у себя дома, внутри происходят необъяснимые процессы, которые заряжают меня энергией и возобновляют силы.

Уважаю Виктора Сидоренко и рад, что могу назвать его своим другом. Арсен Савадов, Василий Цаголов, Анатолий Кривоплап, Олег Тистол, Александр Ройтбурд – это те украинские художники, которые повлияли на мое отношение к современному искусству, безусловно, все встречи и разговоры отразились на моем вкусе. И, конечно, работы этих авторов есть в моей коллекции.

Зенко Афтаназив

О ПЕРВЫХ ПОКУПКАХ

— Первая покупка произошла в 2000-ом году, я как раз открывал курортный отель «Коруна» в Карпатах. В интерьерах резиденции мне хотелось видеть живопись, не репродукции, не принты, а именно настоящий цвет и фактуру письма. Это были пейзажи, которые я заказал у одной художницы. Получилось, что реализм стал первым шагом к концептуальному современному искусству. Думаю, это распространенная история среди коллекционеров.

Как говорит, куратор и арт-критик Николай Палажченко: «Коллекционирование — это школа, которую заочно вы пройти не сможете. Даже если вы на старте допустите какие-то ошибки, это поможет вам понять процессы на рынке современного искусства», я с ним полностью согласен.

Если говорить о первых осознанных покупках для личной коллекции, то они связаны с мыслями о настоящем. В какой-то момент, я осознал, что работы современных художников – это фиксация сегодняшнего времени. Это формирующийся пласт нашей истории, которую я могу помочь сохранить. К тому же, я могу следить за творческим процессом созидания, общаться с авторами и впитывать знания, которыми обладают творцы, духовно обогащая свою собственную жизнь. Меня это бесповоротно увлекло.

Зенко Афтаназив

ПРО МИР ИСКУССТВА КАК ЗАКРЫТЫЙ КЛУБ

— Мне довольно часто финансово успешные люди задают вопросы: «Зенко, зачем ты занимаешься этим? Почему картины, почему не машины или недвижимость? Зачем инвестировать в непонятное искусство?». За долгие годы мой ответ кристаллизировался и был доведен до алмазной твердости – я считаю, что культура сегодня — наше главное оружие, только с помощью культурных проектов мы можем создать позитивный имидж страны, привлечь иностранных инвесторов, развить сферу креативных индустрий и тем самым добиться гармоничного развития государства: роста экономики и человеческого капитала.

Так вот, закрытым этот мир остается только для тех, у кого нет стремления и желания его понять. За рубежом для людей бизнеса интересоваться искусством и коллекционировать его – хороший тон, абсолютно естественная данность. К счастью, эти взгляды начинают приживаться и у нас.

В декабре пошлого года появился важный для украинского арт-рынка проект – Клуб Коллекционеров Современного Искусства. Он будет полезен как молодым, которые только начинают формировать свое собрание, так и опытным коллекционерам, которые хотят углубить свои знания в области арт-инвестиций. Но лично для меня Клуб Коллекционеров – это, прежде всего, коммуникация и синергия тех, кто понимает, что один ты можешь создать многое, но только объединившись с единомышленниками, ты можешь создать нечто великое.

 

Читайте также: История коллекции Юрия Когутяка

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).