Закат шпионской эпохи: кем на самом деле был Джеймс Бонд?

Герои
06.10.2020
ТЕКСТ: ДАРЬЯ БАДЬЕР
В 2012 году компания Альберта Р. Брокколи «EON Productions», студии Metro-Goldwyn-Mayer, Sony Pictures Entertainment и 20th Century Fox объявили 5 октября (день выхода первого фильма об агенте 007) Всемирным Днем Джеймса Бонда.
ПОДЕЛИТЬСЯ

25-й фильм про Джеймса Бонда – агента 007 на службе у Ее Величества, с лицензией на убийство, ключами от шикарных автомобилей и разбитым сердцем – должен был выйти на мировые экраны в апреле 2020. Но коронавирус повлиял и на графики релизов, так что ленту сначала перенесли на ноябрь 2020, а потом и вовсе на весну 2021. Что ж, в растянувшемся ожидании есть возможность больше поразмышлять о «Не время умирать» режиссера Кэри Фукунаги. Фильм, возможно, станет последним, в котором зрители увидят привычного Бонда – неуязвимого, но с толикой человечности, супершпиона.

Джеймс Бонд, впервые появившийся в 1953 году в романе Яна Флеминга «Казино «Рояль», – порождение своей эпохи. Сытый и пришедший в себя после Второй мировой войны Запад, холодная война, воцарение образа «Свободного мира» – того, где живут победители, устанавливающие правила. В XXI веке становится очевидным, что Бонд – отголосок империи: Великобритания продолжала брать на себя роль проповедника, диктуя в том числе и через поп-культуру, что хорошо, а что плохо. Бонд в этом случае олицетворял добро, а вереница зловещих негодяев – тех, кто подвергает риску устоявшийся порядок в мире.

Исследователи феномена агента 007 в популярной культуре подмечают, что Бонд становится особенно популярным после 1957 года, когда случился Суэцкий кризис. Великобритания как никогда нуждалась в подтверждении величия своей национальной идентификации – и Джеймс Бонд, ловко справляющийся с врагами, стал воплощением этого.

В 1962 году выходит первый фильм про Бонда – «Доктор Но», где главную роль играет Шон Коннери, до сих пор считающийся многими эталонным и самым лучшим воплощением агента 007 на экране. До 2020 года Бонд переживет пять реинкарнаций, и последняя стартует в 2006 году с экранизации того самого «Казино «Рояль». На роль Бонда возьмут нестандартного для франшизы актера: Дэниел Крейг не обладает конвенциональной мужской красотой, водолазки и обычные рубашки на нем сидят лучше, чем пошитые на заказ костюмы, но фильм становится хитом, а актер подписывает контракт еще на четыре фильма. После «Спектра» (2015), красивого тяжеловеса, снятого оскароносным режиссером Сэмом Мендесом, Крейг божится, что скорее вскроет себе вены, чем снова перевоплотится в агента 007. Уже через несколько месяцев ожиданий и дискуссий по поводу того, кто из британских актеров обладает достаточной харизмой, чтобы воплотить на экране главного героя британской поп-культуры, Дэниел Крейг возвращается, чтобы в последний раз сыграть эту роль.

Новые времена диктуют перемены: мир уже не делится на плохих и хороших парней

«Казино «Рояль» определенным образом перекроил франшизу, хотя снял этот фильм Мартин Кэмпбелл, уже участвовавший в бондиане – он ответственен за «Золотой глаз» 1995 года с Пирсом Броснаном в главной роли. В первом акте перезагрузки бондианы с Дэниелом Крейгом агент 007 предстает более объемным героем, не лишенным недостатков, да еще с трагической историей любви в придачу. Машина для убийства во имя монаршего дома может в любой момент дать сбой, и зритель, уязвимый после терактов 11 сентября, в кои-то веки может примерить опыт Бонда на себя.

«Квант милосердия» 2008 года, который ехал на энергии от «Казино», ничего интересного собой, увы, не представляет. А вот следующие части – «007: Координаты «Скайфолл» и «007: Спектр» – снял Сэм Мендес, обладатель главного «Оскара» за «Красоту по- американски» и без пяти минут лауреат той же премии за военный аттракцион «1917». Эти картины – монументальные полотна, где Бонд – все еще человек, но в антураже, достойном классической живописи.

Мендес первым додумался до простого решения: сделать фильмы про Бонда, как правило, набитые изящными безделушками – костюмами, автомобилями, часами, интерьерами казино и подпольных клубов, – красивыми по форме. Оба фильма сняты ключевыми для современного Голливуда операторами – Роджером Дикинсом и Хойте ван Хойтемой (последний, кстати, был оператором «Шпион, выйди вон!» по роману Джона Ле Карре, полной противоположности романам Флеминга). В каком-то смысле это сыграло с фильмами злую шутку: все, что остается после них в памяти, – это сцены, где операторы разворачиваются на полную мощь (драка в гонконгском небоскребе и первая сцена «Спектра» на мексиканском Дне мертвых тому пример).

25-й фильм про Бонда долго искал режиссера: утвержденный и начавший работу над фильмом Дэнни Бойл выбыл из проекта вместе с соавтором сценария Джоном Ходжем, а на его место прибыл Кэри Фукунага, на счету которого – режиссура первого сезона «Настоящего детектива», римейк кинговского хоррора «Оно» и экранизация «Джейн Эйр». В соавторы сценария ему взяли Фиби Уоллер-Бридж, заслуженно осыпанную наградами за сериал о фрустрированной молодой девушке под названием «Дрянь». Так бондиана, по заверению ее бессменного с середины 90-х продюсера Барбары Брокколи, попытается стать не только более живой, но и более адекватной времени: очевидно, что в начале нового десятилетия XXI века утомивший не одно поколение зрителей троп «девушки Бонда» должны как-то переосмыслить, и если это не сможет сделать Уоллер-Бридж, то не сможет никто.

Новые времена диктуют перемены: мир уже не делится на плохих и хороших парней, холодная война, породившая моду на шпионские истории, осталась в прошлом, а зрителям становится все труднее найти эмоциональный отклик в обрамленных тревожными балладами популярных музыкантов, но перегруженных событиями аттракционах бондианы. Бонда как истинную поп-икону ждут перемены.

 

Читайте также: Все, что нужно знать об осеннем номере L’Officiel Hommes UA

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).