Белая рубашка: Юрий Зильберман

Белая рубашка
06.05.2016
ТЕКСТ: admin
ПОДЕЛИТЬСЯ

Проректор по научно-методической работе Киевского института музыки им. Р.М. Глиэра
Генеральный директор Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица

ПОДЕЛИТЬСЯ

Zilberman

Человек по природе своей не хочет трудиться. А слушать сложную музыку, классическую музыку –  большой труд. Вот в этом и состоит основная проблема.

Да, в филармонию действительно есть дорогие билеты. А есть и по 150 гривен, и по 100, по 50 и даже по 20. Поэтому, знаете, если человеку действительно очень хочется – он легко найдет возможность прийти. Но большинству просто-напросто неохота.

Концерты в стране вроде бы есть, но при этом есть еще и привычка. Чтобы все разжевали и в рот положили. Чтобы на телевидении или еще где-то взяли и четко сказали: идите слушать таких-то и таких-то, потому что они – гении. И тогда люди побегут. А без этого происходят ситуации вроде той, что пианист Борис Березовский, человек, который не выступал здесь раньше никогда и достать билет на концерт которого в Европе считается счастьем, собирает в Киеве половину зала филармонии.

Если человек хочет потребить интеллектуальную информацию и стать интеллектуально выше, он будет слушать классику. А силой заставить его это сделать невозможно.

1916 год. Владимиру Горовицу 13 лет. Не стало брата. Его забирают на войну, где он сразу же погибает. За ним, в 1930 году, умирает горячо любимая мать. Затем арестовывают брата, Григория, основоположника Киевской филармонии. Отца тоже арестовывали, трижды: один раз –деникинцы и дважды – большевики. Сестру Регину при советской власти  никогда не выпускали из Харькова, где она жила. Никогда! Она умерла за два года до приезда Владимира в СССР.

Беда Горовица была в том, что он считал себя музыкантом. А его воспринимали как виртуоза.

Назовите мне хоть одного счастливого творческого человека. Нет такого на земле. Ни художника, ни архитектора, ни композитора, ни солиста — это нормально. Глубокий творческий человек всегда замыкается в своем мире, а это значит, что в бытовом отношении он абсолютно не способен сосуществовать с другими, обычными людьми.

Главная цель Конкурса памяти Горовица – вывести музыканта на сцену. И вот поэтому я запустил идею обмена концертами. Я спрашиваю у директоров других конкурсов: «А ты бы принял моего лауреата, дал бы ему концерт?» – «Да». – «А я твоему лауреату обеспечу выступление в Киеве». И киевлянам хорошо: они послушали и фантастическое сопрано из Ирландии, и потрясающего француза-кларнетиста, и гениальных пианистов.

Однажды Горовиц приехал играть концерт в один из маленьких городков Америки. На перроне его встречал менеджер, который встал перед ним на колени и умолял не играть сонат Прокофьева. Они, мол, слишком сложны для публики.

Есть педагоги, которые умеют играть, но не умеют преподавать. Есть те, кто умеет преподавать, но не умет играть. А есть педагоги, которые ни играть, ни преподавать – вообще ничего не умеют.

Есть у меня одна история о новогоднем бале в Вене. Сидит оркестр, публика аплодирует, выходит дирижер, поворачивается и на немецком языке поздравляет всех с рождественскими праздниками. Потом поднимается скрипач и поздравляет на датском, затем кто-то – на польском. И тут я слышу: «Дорогі друзі, вітаю вас з Різдвом та Новим роком». Наш? Ну, конечно, наш.

Существуют люди, которые получают удовольствие от того, что растят музыкантов.

Был у нас в консерватории изумительный профессор Алексей Горохов, который гениально записывался, это было что-то фантастическое. Но вот на сцене он не мог продержаться ни минуты. А есть такие музыканты, для которых главное – донести информацию. И когда они слышат аплодисменты публики, видит лица, которые действительно жили его музыкой, то получают от этого ни с чем не соизмеримое удовольствие.

Для того, чтобы понять классическую музыку, не нужно обладать никакими специфическими знаниями. Для этого вообще ничего не нужно, кроме желания.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
20.12.2023
ZARINA
Каблучка зі смарагдами в жовтому золоті. Колекція SKIFA
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).