Белая рубашка: Нариман Алиев

режиссер, 26 лет
Белая рубашка
08.11.2019
ТЕКСТ: Анастасия Герасимова
ПОДЕЛИТЬСЯ
“Важно, как ты относишься к поражениям и победам”
ПОДЕЛИТЬСЯ

Герой “Белой рубашки” – молодой украинский кинорежиссер Нариман Алиев. На его счету три короткометражных фильма. Один из которых, “Без тебя”, номинировался на "Хрустального медведя" Берлинского международного кинофестиваля. 

7 ноября в украинский прокат вышел дебютный полнометражный фильм Наримана “Домой”, его мировая премьера состоялась в рамках Каннского международного кинофестиваля. Лента стала национальным претендентом от Украины на премию “Оскар” за лучший фильм на иностранном языке.

Я поступил учиться режиссуре в шестнадцать лет. Это был неправильный путь. Не советую так поступать, потому что в юном возрасте ты не можешь сознательно выбрать, кем хочешь быть, а принимаешь скорее, какие-то импульсивные решения, надеясь на их правильность. Ты плохо понимаешь, что делает режиссер, но считаешь себя Тарантино. Убежден в том, что перевернешь весь мир с ног на голову, пытаясь отрицать все то, что было в жизни ранее. Получается так, что ты придумаешь велосипед, который едет даже не на одном колесе, а на его полумесяце. Не едет, конечно, больше спотыкается… Так было и со мной, когда первые несколько лет обучения я просто пытался понять, где и зачем нахожусь.

Благодаря моему мастеру Олегу Фиалко я усвоил простые, но очень важные вещи. Например, он всегда нам говорил: “Снимайте о том, что вы знаете”. На третьем курсе у меня был “студенческий кризис” из-за отсутствия видения того, в каком направлении двигаться. Я все бросил – и уехал в Крым. У меня была маленькая камера, штатив. Я начал снимать все, что в голову придет: этюды, родственников, какие-то мизансцены. И постепенно начал находить прекрасное в быте, из которого вышел, начал возвращаться к своим корням. Я пытался понять, что со мной происходило с момента рождения и до той точки, в которой оказался. И, как ни странно, у меня стало получаться. Появились вещи еще сырые, но уже способные тронуть сокурсников, преподавателей. То, что для меня было обыденным, им показалось чем-то новым.

Чтобы иметь будущее, нужно понимать свое прошлое, иначе тебе не на что будет опереться в жизни, чтобы двигаться дальше. Корни, прошлое родителей, бабушек и дедушек – это все составляющие тебя, того, что ты будешь нести дальше, передавать, обогащать своим опытом. Именно это обогащение делает нас людьми по-разному прекрасными.   

На своем творческом пути я не получал ничего сразу и легко. Сейчас многие думают, что я снял дебютный полнометражный фильм – и на меня свалился весь успех мира. Нет, я долго спотыкался, поднимался, шел дальше, для того, чтобы добиться этого результата. За свои короткометражные фильмы я не получил ни одной награды. Да и, собственно, никогда за ними не гнался. Если бы я ориентировался на какое-то признание, делая свои работы, и не получал бы его, я, скорее всего, не дошел бы до той точки, в которой нахожусь сейчас, давно бы где-то остановился.

Мотивация для меня – достаточно широкое понятие. Да, конечно, хочется доказать родителям, что вся их помощь, вера в меня были не напрасны. Есть еще и рациональный подход, когда стремишься получить профессию, реализоваться в ней, какой-то элементарный достаток, чтобы обеспечить семью. Мотивация в творчестве – это тот перечень тем, на которые хочется рефлексировать. Совокупность всего этого дает мощный толчок для того, чтобы двигаться дальше.  

Важно, как ты относишься к поражениям и победам. Первые тебя могут уничтожить, а вторые – разбаловать. Если ты не научишься находить баланс, будет тяжело. Творческий путь вообще не бывает легким.

Я – человек молодой, с небольшим жизненным опытом. У меня нет таланта ремесленника, чтобы взять чуждую мне тему и сделать ее своей. Поэтому в фильмах я говорю о том, что сам когда-то чувствовал, видел. Все мои короткие метры как раз о семейных отношениях, о жизни крымских татар – о знакомом быте.  

Полнометражный фильм – это экзамен, когда из всех наработок я сделал полноценное высказывание, дал ему выход. Теперь начинается еще более сложный этап. Для фильма “Домой” я долго набирал багаж, инструменты, идеи. Второй полный метр – это когда ты уже отдал всего себя и начинаешь в сорняках копаться, пытаешься взрастить что-то новое на уже выжженном поле. Но это интересный опыт, он направляет тебя в другой вектор мыслей и развития. 

Я никогда не боялся прислушиваться к другим людям. Например, идея фильма “Домой” принадлежит моему другу. Да, во мне бурлили определенные мысли, но я не понимал, как их выразить. А когда узнал об этой идее, сразу пришло понимание ее реализации. Важно уметь слушать и прислушиваться, потому что кино все же коллективное творчество, фильм зависит от каждого члена съемочной группы. Все вместе мы работаем над одной “скульптурой”, пытаясь придать ей форму. Взаимодействие в творческом коллективе – невероятно интересная вещь. На протяжении долгого периода ты работаешь с людьми, очень разными ментально, эмоционально. И чем полярнее ваши взгляды, тем интереснее становится проект. Скажем, мой первый сценарий “Домой” был очень мягким в контексте конфликтов. Но когда к процессу подключилась Марыся Никитюк, она сказала, что нужно все это раскачивать, потому что кино не может быть без развития конфликта. В работах самой Марыси чувствуется, как я это называю, мощный трагический пафос, жесткость, которой не хватает в моих фильмах.

Мы живем в очень динамичное время, когда нет права на ошибку, замедление или паузу. Когда мой короткометражный фильм взяли на Берлинский кинофестиваль, сразу же начались вопросы: “А когда будет полный метр?” Я приехал на фестиваль без какой-то конкретной идеи. И только спустя полгода кто-то подсказал сюжет, появился какой-то персонаж… На самом деле ты никогда не знаешь, с чего начнется новый фильм. Главное – не замыкаться в процессе поиска этой новизны, дать ему “подышать”.  

Режиссеры по-разному пользуются малой и большой формами. Для меня малая форма была отработкой инструментария. Я никогда не размышлял в ней о том, что хочу снять, а показывал то, что реально могу сделать. Короткий метр для меня стал возможностью делать то, что нравится. Полный метр стал совершенно другим опытом. Во-первых, потому, что здесь речь шла о серьезном бюджете, большой команде, с которой нужно уметь коммуницировать. Во-вторых, это была большая ответственность, ведь ты ставишь на кон репутацию уже опытных людей, которые поверили в проект и пошли за тобой.

Религия в фильме “Домой” для меня была определенным инструментарием. С ее помощью я хотел передать важность события для главного героя. Он ведь не ортодоксальный мусульманин, а человек, который просто хочет все сделать правильно, пытается склеить разбитую вазу – вновь объединить семью, отдать дань уважения своему старшему сыну. Ритуал по-прежнему важен для человека, он дает понимание того, что ты должен делать в ситуации, когда уже ничего нельзя изменить.  

В “Домой” я пытался показать контраст: кто-то берет взятку, а кто-то – нет, кто-то поможет, а кто-то подставит… Я не хотел делить персонажей на хороших и плохих, показывать Украину страной, где все плохо, не делал из крымских татар героев, которые никогда не предадут своих идеалов, я хотел поднять тему, проговорить ее.

Я не считаю “Домой” идеальным. Мне вообще кажется, что зритель к нам слишком хорошо относится. То, к чему я стремился, – это сделать фильм искренним. Где-то он неровный, где-то наивный, но мы старались не привирать в нем ни себе, ни зрителю.      

 

 

Фотограф: Джамиля Ди
Гаффер: Дмитрий Ромас
Груминг: Анастасия Леонова
Продюсер: Диана Мельникова

Ассистент стилиста: Дарья Белоусова
Рубашка: White Dog Studio

Редакция выражает благодарность кинотеатру "Киевская Русь" за помощь в проведении фотосъемки

 

Читайте также: Смотрите: Первый трейлер украинского фильма "Домой", выдвинутого на "Оскар"

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).