В этом сезоне в Национальной опере Украины произошло важное событие: театр подписал контракт с американской танцовщицей, экс-примой-балериной New York City Ballet Аной Софией Шеллер. 24 ноября она впервые станцует партию Жизели на киевской сцене, а накануне премьеры Ана София рассказала нам о своей работе в одной из самых знаменитых танцевальных трупп мира и о том, как и почему приняла решение о переезде в Украину.
Я родилась в Аргентине, в Буэнос-Айресе. В нашей семье шестеро детей, я — номер 5. (Улыбается.) Это классно — иметь большую семью. У нас есть общий вотсап-чат, где мы переписываемся. Двое живут в Аргентине, один брат — в Бразилии, одна сестра — в Чикаго, а другой брат — в Лос-Анджелесе. Мы уже договорились, что этот Новый год все вместе встретим у сестры в Чикаго.
Когда я училась в первом классе, старший брат после школы уходил на футбол — и мама начала волноваться, что я буду скучать после уроков, поэтому меня отправили в секцию балета, которая была организована в моей школе. Раз в год к нам приходила Нэнси Бокка, директор танцевальной школы при Teatro Colon. Когда я училась в 4 классе, Нэнси сказала моей маме, что я обладаю хорошими данными, и посоветовала поступать в ее школу. Мама ничего не знала о балете, но она осознавала, что за школой стоит престиж главного театра Аргентины, поэтому она спросила меня: "Ты хочешь танцевать?" Мне было всего 9 лет, и я ответила "да". Мама нашла учителя, который подготовил меня к прослушиванию, я прошла отбор, поступила — и с этого все началось.
Учась в школе при театре, я иногда выходила на сцену в массовке, частенько исполняла роль Купидона. Я своими глазами видела, как ставили балет "Корсар", в котором танцевали знаменитые Фарух Рузиматов и Светлана Захарова. Представьте, ей тогда было всего 19 лет, а она уже была солисткой! Я росла в этой атмосфере и училась на лучших примерах.
Когда мне было 13, Нэнси посоветовала моей маме отправить меня на прослушивание в Нью-Йоркскую школу американского балета. Я поступила, но мама не собиралась меня отпускать жить в интернате, поэтому она взяла моего младшего брата и отправилась в Нью-Йорк вместе со мной.
Я не могу сказать, что мне было слишком тяжело учиться в Нью-Йорке, потому что у меня был достаточно высокий уровень подготовки. Я была самой младшей на курсе, но единственная уже танцевала на пуантах.
"Спящая красавица" навсегда останется для меня знаковым балетом, потому что это был мой дебют. Я хорошо помню момент перед выходом на сцену: за три часа до начала я уже была полностью готова, а когда делала макияж, руки настолько сильно дрожали, что мне трудно было накрасить ресницы, настолько я нервничала. Но как только я вышла на сцену, все волнение моментально улетучилось.
Очень многие танцоры теряются во время переходного периода, когда заканчивается учеба и они становятся артистами. Ты молод, вокруг столько людей, возможностей и вечеринок, тебе 17, и ты не хочешь ничего упустить. Однажды посреди недели я пошла на вечеринку, а наутро чувствовала себя ужасно и понимала, что алкоголь все еще находится в моем теле и я не могу танцевать с необходимой легкостью, поэтому я сказала друзьям, что больше никогда этого делать не буду. Ты можешь быть хорошей ученицей и талантливой балериной, но в танцевальной компании, такой как New York City Ballet, из-за таких соблазнов ты просто перестанешь получать роли и на этом все закончится. Для профессионального танцора очень важно сразу понять свой приоритет, где ты хочешь быть — на вечеринке или на сцене. Это нелегко. Но я счастлива, что мне хватило ума не поддаться соблазнам. Я окончила школу одной из лучших и в течение первого года в New York City Ballet уже исполняла сольные партии в "Щелкунчике", а после двух лет работы стала солисткой труппы.
Я не скрываю, что прошла и через непростые времена. Когда ты солистка, то не выходишь в спектакле каждый день, к тому же многие классические постановки, в которых я танцевала, убрали из репертуара. Это был тяжелый момент, который длился около двух лет, пока я не стала примой-балериной, но даже когда у меня не было репетиций, я занималась, ходила в зал, все время старалась работать и держать себя в форме.
В New York City Ballet, по-моему, ставят больше всего новых постановок за сезон. Благодаря этому я научилась очень быстро учить новый материал — сегодня ты готовишь что-то новое, а через несколько недель ты уже должна станцевать это на сцене.
Я ушла из New York City Ballet после 13 лет работы. Я была примой труппы, и мне хотелось танцевать в классических балетах, о которых я мечтала с детства. Конечно, из сезона в сезон здесь ставят "Спящую красавицу" и "Лебединое озеро", но мне хотелось большего, хотелось иметь учителей, которые бы росли с этими постановками и передавали свои знания. Поэтому я присоединилась к San Francisco Ballet, ожидая, что найду здесь больше классики, но тренд на неоклассику и модерн главенствовал. Некоторые постановки мне нравились, но это не наполняло мою душу.
Мне кажется, в современном театре важно не уходить в крайности и развивать оба направления — и современный танец, и поддерживать классику на должном уровне. Чтобы одно не страдало из-за другого.
В San Francisco Ballet принят довольно специфический график: танцоры начинают репетировать в июле, но не выходят на сцену до декабря, то есть полгода ты готовишь постановки, которые будешь танцевать только зимой. А я отрепетировала все и получила травму, поэтому, к большому сожалению, пропустила сезон, так и не станцевав в любимом "Дон Кихоте". Травма заставила меня остановиться и задуматься. Я поняла, что должна танцевать круглый год — репетировать и выходить на сцену, репетировать и танцевать.
В прошлом году я впервые приехала в Киев по приглашению Александра Стоянова, а познакомились мы пару лет назад на гала-вечере в Италии. Потом он начал приглашать людей из разных стран в Украину и позвал меня станцевать с ним "Лебединое озеро". Помню, как друзья спрашивали, не скучно ли там в Киеве, и я им отвечала: "Вы даже не представляете, что это за город и как он мне понравился!"
После двух сезонов, проведенных в Сан-Франциско, я была в поиске новой труппы и думала о разных театрах, одно из предложений пришло из Киева — от Александра и Национальной оперы Украины. Наверное, это странно, но это первая идея, которая поселилась в моей голове, когда я задумалась о переходе в новый театр. Нас пригласили вдвоем с Николаем Городиски, моим партнером по многим постановкам, и в итоге мы приняли это предложение.
Ответ на вопрос "почему?" простой: каждый танцор всегда хочет большего и никогда не останавливается на достигнутом. Самое важное для танцора — знание, что всегда можешь станцевать еще лучше.
В Киеве я живу с сентября. Поначалу мне очень помогал Николай, он родился в Украине, но в детстве вместе с семьей уехал за границу. Сейчас для меня самое главное — это выучить язык. Хотя в театре многие танцоры знают английский, поэтому преград для общения нет.
Я открыта для любых новых постановок. По контракту у меня будет два спектакля в месяц, а вопрос репертуара мы решаем вместе с Александром Стояновым.
Свои главные мечты я воплощаю сейчас. Я хочу, чтобы у меня был опыт во всем классическом балетном репертуаре. И я очень мечтаю станцевать партию Никии в балете "Баядерка".
Читайте также: Балет “Весна священная”: 23 танцора с синдромом Дауна станцевали в костюмах украинского дизайнера Маши Ревы