Юлия Маликова побывала на Варшавском кинофестивале и выбрала пятерку самых впечатляющих фильмов из тех, что успела посмотреть.
«Мужчины и куры», режиссер Аннерс Томас Йенсен
Два абсолютно разных брата Гэбриэль (Мадс Микельсон) и Элиас (Давид Денсик) после смерти отца узнают из оставленной им в наследство видеокассеты, что их билогическим папой был загадочный ученый-генетик с пустынного острова Орк. Гэбриэль и Элиас отправляются на поиски своих корней и встречают еще троих братьев, с которыми у них завязываются необычные взаимотношения.
Фильм открытия Варшавского кинофестиваля, черная комедия оскароносного датского режиссера Аннерса Томаса Йенсена «Мужчины и куры» с первых секунд погружает в серый, полный резких неожиданностей мир очень странных главных героев. Гэбриэль корчится в нелепых рвотных позывах у смертного одра отца, пока Элиас на свидании с психологом в инвалидном кресле осокорбляет ее за то, что она перебила его речь. Сразу же одна за другой следуют ситуации, над которыми не принято смеяться, но режиссер мастерски вызывает истерический хохот.
Наряду с юмором, простым, прямолинейным и невероятно действенным, увлекает глубокая детализация фильма — от особенных шрамов на лицах братьев, определяющих родственную связь, и привычки бесконечно колотить друг друга до атмосферы старинного заброшенного дома, переполненного домашними животными. И омерзительные сверхнатуральные моменты, а здесь есть сцены, которые заставят кривиться даже стойких, идеально вписаны в абсурд всего происходящего. Во всем этом мраке раскручивается волнующая тема человека, который ищет поводы отсоединиться от своего рода и опыта, к которому его приводят эти попытки.
Единственное, что может разочаровать, — финал. Тщательно выстроенный по сценарной трехактовой схеме, фильм предсказуем и заканчивается весьма посредственно — будто бы фантазия иссякла на сумасшедших придумках по ходу фильма. Но сама идея картины, стилистика и великолепная актерская игра позволяют это простить.
«Лето Сангайле», режиссер Аланте Каваите
Скучное лето 17-летней тихони Сангайле (Юлия Степонайтите) превращается в бесконечное приключение после знакомства с бойкой ровесницей Аусте (Аисте Диржюте). Вовлекая подругу в нежные отношения, Аусте подталкивает Сангайле к изучению собственного тела и преодолению страха взлететь на спортивном самолете.
Обеспечивший Аланте Каваите приз за режиссуру на Санденсе в начале года, фильм был показан в Варшаве в рамках основной конкурсной программы. Чувственное, тонкое и безумно красивое кино очень мягко раскрывает грусть подросткового одиночества и радость первой любви, с особой деликатностью касаясь темы гомосексуальности. Любопытно, что фильм проходит тест Бехдель — проверку на гендерную предвзятость: в фильме главные роли отданы женщинам, которые разговаривают друг с другом о чем угодно, кроме мужчин. «Лето Сангайле» — одна из редких работ, что соответствуют этим условиям. При всей своей женственности и импрессионистичности «Лето Сангайле» предстает очень достоверным фильмом, где каждый поступок главной героини оказывается более чем знаком из смутных времен взросления не только женщинам, но и мужчинам.
Особое значение в фильме отводится полетам на спортивных самолетах. Трюки, снятые в совершенно потрясающей манере, по-настоящему захватывают дух. Привычное для литовцев времяпрепровождение — в сезон там каждые выходные проходят соревнования пилотов и даже в маленьких городах есть аэроклубы — в международном масштабе придает кино изюминку и наполняет ощущением свободы.
«Комната», режиссер Ленни Абрахамсон
Молодая мама Ма (Бри Ларсон) растит 5-летнего сына Джека (Джейком Тремблэ) в комнате, из которой невозможно выбраться. Мальчик родился здесь и никогда не был за пределами помещения. Он верит, что это и есть весь мир. Но наступает момент истины и больших перемен.
«Комната» — пронзительный фильм, задевающий самое тонкое, самое живое, человеческое, одновременно сковывает и наполняет теплом. Основанный на бестселлере, базой которому послужила ужасающая реальная история о девушке, которую годами держали взаперти, фильм рассказывает о женщине, внезапно выдернутой из своей обычной счастливой жизни, но любовь к сыну и надежда обрести свободу заставляют ее искать нетривиальные варианты спасения.
История рассказывается особенным киноязыком — он душит клаустрофобными съемками комнаты, в которой особо не развернуться, но оставляет место для проявлений огромного любящего сердца главной героини. Ма не показана идеальной, ее слабости узнаваемы и применимы к самим себе. Впрочем, чем меньше вы знаете о фильме, тем драматичнее будет меняться ваше отношение к Ма и тем интереснее повороты — фильм держит напряжение до самого финала и заставляет переживать целое море эмоций благодаря идее, воплощению и гениальной актерской игре Бри Ларсон и мальчика: даже слишком настоящих, и потому таких родных.
«Неоновый бык», режиссер Габриэль Маскаро
Молодой бразильский ковбой Иремар (Жулиану Казарре) зарабатывает на родео и мечтает стать дизайнером одежды. Фильм рассказывает о его жизни на ферме с коллегами, молодой женщиной и ее маленькой дочкой.
Гран-при Варшавского кинофестиваля, бразильский фильм «Неоновый бык» поражает своей темой и эстетикой. «Vaquejada» — так называется традиционное бразильское родео, суть которого состоит в следующем: на арену выпускают быка, и тот из двух всадников, кто завалит быка на бок, выигрывает. Живописную забаву с жестокостью к животным и тотальное погружение в быт ковбоев Габриэль Маскаро снимает гипернатурально — чувствуется прошлое в документальном кино.
На протяжении фильма режиссер умело играет с гендерными ролями, размышляя на тему женского и мужского и помещая героев в нетипичные ситуации. «Неоновый бык» предстает любопытным исследованием жизни как таковой, подчеркнутой яркими красками и аутентичностью заданной темы.
«Спасение», режиссер Иван Вырыпаев
Сестра Анна (Полина Гришина), католическая монахиня из Польши, отправляется на миссию в Гималаи. Впервые оказавшись за пределами родной страны, 25-летняя девушка сталкивается с абсолютно новым миром, который задает ей слишком много животрепещущих вопросов.
Католический собор на высоте 4500м в Северном Тибете со священником-тибетцем и прихожанами-тибетцами стал точкой отсчета для сценария. Этот странный факт существования чужеродной системы на территории буддизма вдохновил режиссера поместить в аутентичную культуру монашку. Анна напрочь уверена в том, что правильно, а что нет, но ситуации и случайно встреченные люди заставляют ее пересмотреть свои взгляды. Ее сомнения и трансформации — настоящее сокровище фильма. Близость к героине обеспечивает особенная, «дышащая» камера — картинка чуть вздрагивает-покачивается на вдох-выдох героини, когда она остается наедине со своими мыслями/Богом.
Не менее великолепны съемки природы и, конечно, диалоговые сцены. Вырыпаев-драматург вновь мастерски использует свой особый язык для разговоров о важном, а Полина Гришина, Каролина Грушка и Казимир Лиске транслируют их с обаятельной легкостью.
Фильм пронизан очень доброй энергией и плавно течет без особых сюжетных зигзагов, поэтому и обрывается довольно резко. Но финальный кадр вызывает столько приятных мурашек, что к «Спасению» хочется возвращаться снова и снова. И даже в воспоминаниях ощущается его мягкое тепло.