«Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера – это 4 оперы, 16 часов музыки, 26 лет работы композитора над всем циклом. А ещё это мечта каждого вагнерианца. Если ты не смотрел вживую всю тетралогию, то ты, конечно, всё ещё можешь называться вагнерианцем, ведь полный вагнеровский цикл ставят не так часто и, вполне вероятно, совсем не в твоей стране. Но если мысли о постановке «Кольца» не преследуют тебя по ночам, с тобой явно что-то не так и, возможно, пора признаться себе в том, что тебе нравится Россини или, чего доброго, Массне. Потому что «Кольцо» – это экстракт вагнеровского мира. Очень долго, очень сложно, но при этом невыносимо прекрасно.
«Кольцо нибелунга» в рамках фестиваля “Wagner in Budapest” стало четвёртой пережитой мною постановкой всей тетралогии после Берлина-Милана (копродукция берлинской Staatsoper unter den Linden и Teatro alla Scala, режиссёр – Ги Кассирс), Мюнхена (Андреас Кригенбург) и Вены (Свен-Эрик Бехтольф). И впервые я слушала все четыре оперы четыре дня подряд: случай уникальный для практики исполнения вагнеровской эпопеи. Обычно каждый день идут разве что «Золото Рейна» (одноактная опера, которая длится «всего» 2,5 часа и в авторской версии называется Предвечерьем к основным частям цикла) и «Валькирия». Между остальными же частями делаются перерывы, иногда по несколько дней, из-за чего наслаждение «Кольцом» растягивается на 6-7, а порой и 11 дней. Кстати, премьерная постановка тетралогии в Байройте, осуществлённая при жизни композитора в августе 1876 года, шла 5 дней с перерывом между второй и третьей частями, «Валькирией» и «Зигфридом». А тут – весь цикл за 4 дня. При этом три из четырёх опер начинаются в 16:00 и заканчиваются около 22:30. Помимо нечеловеческих масштабов самих опер, которые звучат по 5-6 часов, в венгерской столице решили последовать байройтской традиции и растянуть антракты между действиями до 50-60 минут. То есть вы проводите в театре практически полный рабочий день. Забудьте о сне, забудьте о еде, забудьте о том, что в Будапеште есть достопримечательности и на них даже можно смотреть. Скажите своему парню, что вам нужно побыть какое-то время в компании завистливых карликов, героев с волшебным холодным оружием, больших женщин и поющих животных, придуманных 150 лет назад нервным мужчиной в берете, и что у вас с этим всем серьёзно. С работы вообще увольтесь месяца за полтора, чтобы было время настроиться и найти 4 платья. На время «Кольца» обычная жизнь замирает, есть только Вагнер и ничего кроме Вагнера.
И знаете, это не так легко. К «Гибели богов» мысль о том, что сегодня снова нужно ехать во Дворец искусств, он же MÜPA, и пропускать через себя стремительные потоки вагнеровских хроматизмов, вызывала панику – которая, конечно же, прошла уже в начале оркестрового Vorspiel’я. Потому что эта музыка пленяет, она останавливает время, а вместе с ним и усталость. Но страшно даже представить, как выдерживали этот марафон замечательный оркестр Венгерского радио, блистательный дирижёр Адам Фишер (он же организатор и идейный вдохновитель проекта “Wagner in Budapest”) и солисты, основную часть которых составили талантливые венгерские певцы, за что фестивалю отдельный плюс. Кстати, исполнитель партии Зигрфида в одноименной части Кристиан Франц героически отпел всё представление, будучи сильно простуженным, что помимо острого сопереживания певцу добавило всей тетралогии ощущения пребывания на грани человеческих возможностей. Шведская приглашённая звезда Ирен Теорин – Брунгильда в «Валькирии» и «Гибели богов» – напротив в очередной для себя раз доказала, что эту сложнейшую партию можно исполнить почти идеально. В «Зигфриде» вместо Теорин Брунгильдой была Петра Ланг, чьё исполнение, изобилующее техническими и стилистическими промахами, оказалось главным разочарованием будапештского «Кольца». Каким образом ей нашлось место в этой постановке, которую в целом отличает сильный вокальный состав, большой вопрос (не меньшей загадкой выглядит и наличие в списке достижений певицы двух Грэмми за партию Кассандры в «Троянцах» Берлиоза). Зато всё забыть и простить можно за гениальную меццо-сопрано Вальтрауд Майер в партии Вальтрауты в последней части тетралогии – «Гибели богов». Майер, как всегда, околдовала зал с первых же секунд и ввела сознание в тот сладостный транс, который так хорошо знаком вагнерианцам с большим стажем. Сама постановка, разработанная уже покойным австрийским драматургом Кристианом Мартином Фухсом, представляет собой сочетание элементов концертного исполнения (часть певцом появляются на сцене в своих обычных концертных нарядах), традиционной оперной постановки, балета, и всё это на фоне видео-инсталляции дуэта fettFilm, заменяющей полноценные декорации. Эффектно, стильно, понятно и главное – о Вагнере и его тетралогии.
После четырёхдневного пребывания в мире богов и героев оказалось, что Вагнер и в частности «Кольцо нибелунга» таки вызывают зависимость. Лейтмотивы продолжают жить в голове и наполнять собой ставшую непривычной повседневность. Как звучит утреннее солнце? Оно звучит лейтмотивом ковки меча. Как звучит новый текст? Он звучит лейтмотивом Зигфрида. Как звучит радость? Она звучит лейтмотивом любви. Вся другая музыка кажется слишком тихой и торопливой, за каждой округлой фразой Моцарта или Верди подсознательно ждёшь поворота к одной из пряных бесконечных мелодий Вагнера. Да, всё это очень странно, но эти ощущения определённо стоит испытать.