30 октября 1938 года по американскому радио передавали постановку «Войны миров». Пьеса была настолько убедительной, что у многих случились нервные срывы, одна женщина умерла, а большинство в панике выбежали на улицу: слушатели восприняли трансляцию как вторжение инопланетян. Автором постановки был Орсон Уэллс, и на следующий день он проснулся знаменитым.
«Любая история, будь она рассказана на рынке, у камина или в кино, почти наверняка лжива, но обещаю вам, что на этот раз всё будет иначе», – сказал как-то Уэллс и не обманул своего зрителя. Его фильмы отмечены изобретательностью в технических решениях, некоторые из них вошли в топ лучших всех времён и народов, а в 24 года великий режиссёр написал сценарий с Германом Манкевичем к своему выдающемуся фильму «Гражданин Кейн».
Сегодня у классика кинематографа день рождения. Мы решили вспомнить 5 лучших его картин, которые обязательно нужно посмотреть.
«Гражданин Кейн» (1941)
Уэллс был режиссером, продюсером и сценаристом «Гражданина Кейна», а также сыграл в нём главную роль. Американский киноинститут назвал фильм лучшей американской картиной в истории. Правда, в своё время она провалилась в прокате: народ был напуган, поскольку после премьеры газетный магнат Уильямом Перстом развернул целую кампанию против Уэллса.
«Макбет» (1948)
К двенадцати годам Орсон осилил всего Шекспира, а половину из прочитанного знал наизусть. По произведениям великого классика Британии режиссёр снял три фильма: «Отелло», «Макбет» и «Полуночные колокола». Мы рекомендуем все три.
«Процесс» (1962)
Одна из лучших экранизаций кафкианской истории, да ещё и на французском. Сам Уэллс называл этот фильм своим лучшим.
«Мистер Аркадин» (1955)
Фильм-нуар от Орсона – то, что нужно для хорошего времяпрепровождения. Грегори Аркадин — фигура тёмная, архикапиталист, чьё могущество и богатство окутано тайной. У него есть замок в Испании и дочь, которую он тщательно оберегает. Аркадин страдает амнезией и нанимает мелкого американского контрабандиста, чтобы тот узнал всё про его прошлое. Согласитесь, такой сюжет ничем не уступает «Шерлоку» с Бенедиктом.
«Фальшивка» (1973)
Псевдодокументальный фильм режиссёра и его последняя оконченная работа. Картина состоит из нарезок документального и сфабрикованного видеоматериала вперемешку с игровыми фрагментами. Конечно, же не обошлось без участия самого Уэллса и его подружки Ойи Кодар. Основная тема — сложная диалектика истинного и фальшивого в искусстве.