Долгие годы около 10% дохода компании Tiffany&Co приносила авторская линия Эльзы Перетти. Итальянка, приехавшая в Нью-Йорк с синяком под глазом после бурного скандала с любовником, заняла пост ведущего дизайнера в ювелирном доме в середине 1970-х и считалась самой успешной женщиной в своем деле. Во многом на её целеустремленность и непоколебимую волю к жизни повлияло воспитание отца, одного из самых богатых людей Италии, владевшего нефтяной компанией Anonima Petroli Italiana.
Фердинандо Перетти подарил дочери блестящее образование и возможность свободно взращивать художественный вкус, шлифуя его в высших кругах, среди ведущей богемы модернизма. Почетный доктор искусств, филантроп и прославленный дизайнер, Эльза покинула этот мир 18 марта 2021-го года, оставив яркий след в моде и визуальной культуре, и миллионы, отданные на благотворительность. Рассказываем, что нужно знать о модели и дизайнере самой известной ювелирной марки в мире.
Модель и Муза Халстона
Юная Перетти была наделена яркими качествами, включая сильный независимый дух. Так, обучаясь в Швейцарии, она подрабатывала лыжным инструктором и репетитором итальянского языка, а после и вовсе сбежала в Барселону, где взялась за модельную работу. До этого девушка успела проучиться на дизайнера интерьеров и отыскать в себе страсть к предметному дизайну.
В Испании Эльзу приметили в модельном агентстве Wilhelmina Modeling Agency и пригласили к сотрудничеству, а позже отправили по контракту в Нью-Йорк. Перетти работала с Чарльзом Джеймсом и Иссей Мияке. Однако настоящий творческий союз у неё сложился с Роем Халстоном, который был одним из самых прославленных звездных дизайнеров 70-х. Они были лучшими друзьями. На показах Халстона Перетти блистала гибкой, статной фигурой, аристократической выправкой и роскошными платьями, а на нью-йоркских вечеринках они вместе отплясывали в психоделическом кураже. Познакомились они, когда Рой работал модистом в универмаге Bergdorf Goodman и продолжали крепко дружить, когда прийти на вечеринку в платье Halston своим модным долгом считала почти каждая вторая знаменитость. Среди звезд, боготворивших дизайнера были и Бьянка Джаггер, и Пэт Кливленд. Однако музой его была именно Эльза. По словам Халстона, она придавала его нарядам магию и отличалась от других манекенщиц непоколебимой индивидуальностью, естественной роскошью и узнваемым стилем.
Для изысканной парфюмерной линии Halston Эльза создала футуристичный дизайн флаконов, напоминающих капли росы. Этот продукт был неизмеримо популярным, а дизайнер предложил Перетти вознаграждение в размере $25 000. Однако Эльза выбрала манто из соболя, которое, однако, позже театрально швырнула в пылающий камин в разгар драматичной ссоры с другом в его загородном поместье.
Звезда Studio 54
Вместе с Роем и еще одним близким другом — дизайнером Джорджо ди Сант-Анджело Перетти была символом громких вечеринок в культовом клубе Studio 54. Роскошная и раскованная итальянка напоминала девушек, изображенных на плакатах 1920-х, с горящими глазами, утонченную и необузданную. Однажды, в разгар очередного бурного скандала Эльза разбила посреди танцпола клуба бутылку водки и ушла, от чего сооснователь Stydio 54 пришел в восторг и умолял Эльзу вернуться в клуб. Закатывать дебош там не осмеливался никто, но у Эльзы был темперамент, сокрушающий все правила и условности. Говорят, даже Энди Уорхол был поражен выходкой Перетти и зафиксировал это в своем дневнике. Без Эльзы Studio 54 не был бы таким, каким его знали.
Культовая фотография Хельмута Ньютона
С великим художником и провокатором у Эльзы был роман. И изветсный снимок в костюме, напоминающем наряд Playboy, они сделали в 11 утра на террасе нью-йоркских апартаментов Перетти. Эльза искала, что бы надеть для снимка и достала из сундука костюм, в котором однажды явилась на вечеринку в Studio 54 вместе с Холстоном.
Культовый браслет Bone и вневременный ювелирный дизайн
С самого начала своей ювелирной карьеры Эльза создавала дизайн, вдохновляясь природой, анатомией, чувственностью и тактильными ощущениями. Ей нравились морские камни и раковины, и она повторяла их формы в украшениях. В её творениях всегда можно было угадать природные линии в причудливом, почти космическом прочтении. Так, в ювелирных линиях были представлены и бобовые зерна, и анатомические фрагменты, как например, в браслете-каффе Bone. На его создание Эльзу вдохновили мысли и фантазии при посещении капуцинской крипты в Риме и дом Ла Падрера (или Каса-Мила), построенный Антонио Гауди. Браслет, как и все украшения Перетти, заключает в себе мощную символику женственности, силы и будущности. Режиссер фильма "Чудо-женщина: 1984" Петти Дженкинс даже решила интегрировать браслет в образ героини Галь Гадот Дианы Принс.
Эльза была убеждена, что украшения должны быть в равной степени завораживающими и удобными. Носили их звезды всех десятилетий. Однажды Рой Халстон посоветовал Лайзе Минелли надеть подвеску в виде серебряной фляжки, созданную Эльзой для Джорджо ди Сант-Анджело. Тогда серебро считалось слишком демократичным и неприметным металлом, однако благодаря Перетти оно тут же перешло в разряд новой современной роскоши.
Среди созданных Перетти дизайнов были также исключительные в своей роскоши пояс и колье в виде гибкой змеи, ожерелье-шарф и воротник из деликатной золотой кольчуги и серьги, напоминающие подвешенные кольчужные фрагменты, ставшие культовыми на многие десятилетия.
Помимо заслуг на модном и художественном поприще, Эльза была удостоена чести быть объявленой первым в истории лауреатом премии Национального совета культуры и искусства Каталонии за сохранение исторического облика старинной деревни Сант-Марти-Вель. Полуразрушенные вековые дома Эльза выкупала в течение 70-х, реставрировала их и приводила в порядок, поддерживая аутентичный вид бывшего поселения.
Отдыхая от бурного Манхеттена в деревне, ставшей её личной резиденцией, Перетти не только работала там над линиями для Tiffany&Co, но также наладила сотрудничество с жившими в той местности ремесленниками и производство вина под своей маркой Eccoci. Впрочем, в насыщенной событиями, веселыми разборками и триумфами жизни Эльзы были и драматичные сюжеты. Мужчина, которого Перетти любила долгих 23 года, водитель грузовика, врезался в ворота башни в Порто-Эрколе, принадлежавшей ей. Туда также пришел однажды и Халстон, желая попрощатсья с близким другом перед своей смертью. Больше Эльза в башню не возвращалась. На закате жизни дизайнер создала фонд Nando Perretti Foundation, назвав его в честь отца и учредила благотворительные вклады в таких областях, как охрана окружающей среды, защита животных, защита прав человека и многие другие.
Читайте также: Подруга Феллини, Живанши и Хепберн: История жизни и карьеры актрисы Капучине