L’Officiel Online пообщались с Джоан Сэндлер, феминисткой, правозащитницей и активисткой, у которой за плечами 40 лет работы в организациях, защищающих права женщин, и попросили рассказать о своем видении гендерной, расовой и экономической справедливости.
Джоан Сэндлер стала соавтором книги "Гендер на работе: теория и практика для организаций XXI века", написала множество статей о правах человека. 9 лет была заместителем исполнительного директора по программной работе Женского фонда Организации Объединенных Наций (UNIFEM), а потом занималась трансформацией UNIFEM в агентство UN Women. На сегодняшний день Сэндлер является независимым экспертом по вопросам гендерной справедливости.
Как это - быть феминисткой или феминистом
Идеологически в феминизме нет ничего неприемлемого. Иногда на практике мы видим, что люди начинают обвинять друг друга в недостаточном феминизме, но тогда эта идеология работает против них. Например, когда некоторые "феминистки" исключают мужчин из своей "борьбы" — это им же и вредит. Быть феминистом сегодня — это иметь глобальное, объемное видение мира и еще больше проявлять толерантность и сочувствие, чем когда-либо.
История Джоан Сэндлер
Первая книга о феминизме, которую я прочитала, называлась Combat in the Erogenous Zone: Writings on Love, Hate, and Sex, написанная Ингрид Бенгис. Это первое произведение, которое дало мне представление о сексуальной революции. Автор ответила на вопрос, кому принадлежат женские тела и как построено патриархальное общество, в котором женщины теряют контроль над собственными телами. Для меня эта книга была большим открытием, она буквально пробудила меня ото сна.
Когда я решила сама попутешествовать по миру в мои ранние двадцать, каждая девушка, которую я встречала, путешествовавшая, как и я, сама, подвергалась сексуальному домогательству на улице, а иногда и сексуальному насилию. И на самом деле не было важно, из какой страны они приехали, не важна национальность — у них у всех были одинаковые проблемы. Женщины были уязвимыми и могли стать жертвами насилия буквально везде. Это было универсальное положение женщины в обществе, жуткая реальность, которая должна была измениться.
Зачем менять язык ради гендерного равноправия
Cторонники феминистического движения пытались внести изменения в английский язык еще с первой волны феминизма. Вот, например, если мы возьмем слово chairman (председатель), слово man нам сразу дает визуальное представление о том, как, собственно, должен председатель выглядеть. А что если женщина займет эту должность и может ли вообще она ее занять? Сейчас на повестке дня в Америке стоит создание, если это возможно, гендерно нейтрального языка. Даже когда мы говорим "актер" или "актриса", мы все равно вешаем лейбл пола на человека. Поэтому важно внести актуальные коррективы в язык, так как он играет ключевую роль в гендерной справедливости.
Как изменить негативные стереотипы, связанные с феминизмом
Мне кажется, есть 3 пути. Первый — просто говорить, что вы феминистка или феминист. Потому что у людей часто складывается негативное представление о представителях этой идеологии, так как они просто с ними не знакомы. А когда в их жизни появляются люди, которые позиционируют себя феминистами, и он или она неагрессивные, нетоксичные, неуродливые, и не хотят, чтобы все мужчины жили на отдельном острове, где-то далеко в океане, у людей меняется мнение. Новые люди должны сложить новое видение о феминизме.
Второй путь — это научиться слушать. У людей много неправильных представлений о феминизме. И я встречала много людей, работающих в той же сфере, где работаю и я, то есть в сфере гендерного равенства и равных прав, которые говорили: "Да, я работаю в этой сфере, но я не феминист". Я всегда спрашивала у таких людей, в чем тогда суть их работы, какие у них жизненные ценности, — и то, что они мне отвечали, на самом деле было феминизмом. Самое важное — это жизненные ценности, которые вы выбираете. Если вы верите в равные возможности для мужчин и женщин — то плевать на самоидентификацию.
Третий путь — очень важно деконструировать для себя понятие "феминизм". Понять, что опасного есть в феминизме. Или что есть неприемлемого в феминизме. И наконец, решить для себя, об этом ли феминизм.
Что я вынесла для себя, будучи в обществе феминисток и общаясь с людьми, которые верят в социальную справедливость, — это то, что феминизм, он не только о гендерных равных правах, он об интерсексуальных равных правах, то есть о гендерной, расовой и экономической справедливости — это все идет вместе, это неразделимо.
О токсичных проявлениях патриархального общества
Маскулинность — это не токсично, мужчины — не токсичны, но есть форма маскулинности, которая диктует мужчинам, что у них не должно быть эмоций, что они должны быть жесткими, что все давление, связанное с выживанием семьи, лежит на них. Это же плохо для мужчин, точно так же, как и для женщин, для детей — для всех.
Весь социум должен принимать участие в проблемах, связанных с гендерными стереотипами. Пока я наблюдаю, что работа, связанная с женскими правами и гендерной справедливостью, почему-то часто лежит на плечах только женщин. Это должно быть общей инициативой. Мужчины должны быть в этом также заинтересованы. Вот, например, почему для нашего общества так важна инициатива движения HeForShe, основанная структурой ООН Женщины. Чтобы разделить общие обязанности. Это действительно очень важно, чтобы два пола поддерживали друг друга в достижении гендерной, расовой, экономической справедливости.
На сегодняшний день в США демократические выборы привели к власти человека, который имеет всю подноготную токсической маскулинности. И дело не в президенте, а в людях, которые согласны с его взглядами и проголосовали именно за этого человека. Мне кажется, это огромное испытание для феминистических организаций — разобраться, почему после 60 лет внедрения идей о гендерной, расовой и экономической справедливости случилось то, что случилось.