Каким бы был кинематограф, не реши Жан-Люк Годар в далеких 1960-х заняться преображением того, что показывалось на больших экранах? “Французская новая волна” стала глотком свежего воздуха в сладком удушье предсказуемых коммерческих лент. Нам же она подарила классика, чьи фильмы десятилетиями остаются интересными и востребованными. В день рождения Годара вспоминаем его картины, которые стоит пересмотреть.
“Маленький солдат”, 1963
Было бы неправильно начать рассказ о фильмах Годара без упоминания о его музе, любимой женщине Анне Карина. По легенде, 17-летняя девушка приехала в Париж искать работу, она почти не владела языком и была вынуждена жить на улице, пока некая добрая женщина не предложила Анне сняться в рекламе. Так ее заметил Годар, взял под свое крыло, пригрел и предложил стать его женой. Что же касается фильма, то “Маленький солдат” – реалистичная история о том, как человек может сломаться под натиском большей силы.
“Презрение”, 1963
Французско-итальянский драматический фильм с непревзойденной Брижит Бардо, который критики называли “величайшим произведением искусства послевоенного времени”. Сюжет “Презрения” разворачивается вокруг семейной пары – Камиллы и Пола. Их отношения претерпевают кризис, вдобавок ко всему богатый американский продюсер предлагает Полю принять участие в экранизации “Одиссеи” Гомера. Камилла не в силах наблюдать, как ее муж унижается перед работодателем, готовый предложить свою красавицу-жену как дополнительный приз. Женщина взрывается, она сообщает, что больше не любит Поля и испытывает к нему только презрение. Эффектный, эмоциональный фильм с грустным финалом.
“Безумный Пьеро”, 1965
Криминальная драма с Жан-Полем Бельмондо и Анной Карина в главных ролях. Эмоциональная, непривычно жестокая для современного зрителя картина об усталости от обыденности, риске и поиске приключений. Главный герой Фердинанд живет за счет жены, у него нет моральных сил хоть как-то изменить имитацию существования, которая заменила ему все былые стремления. Однажды он встречает давнюю знакомую Марианну. Между ними вспыхивает страсть. А дальше – мафия, погони, перестрелки, чемодан с деньгами, долги и опасные связи, которые будут стоить Фердинанду очень дорого.
“Мужское-женское”, 1966
Фильм, получивший "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля в 1966 году, был снят по произведению Ги де Мопассана. Еще один слишком явный эксперимент, будто вступающий в дискуссию со зрителем. Дело в том, что видеоряд “Мужского-женского” с голосами главных героев сопровождает кадры, абсолютно с ним не связанные. Годар будто говорит зрителю, что некоторый хаос на экране является продолжением того броуновского движения, которое характерно для современного человека. В основе ленты – драма лишнего человека, который из-за стремления к идеалам жертвует счастьем близких.
“Выходные”, 1967
Черная комедия, как же без них, если ты считаешься интеллектуальным режиссером. Ролан и Коринн – счастливая парочка буржуа. У каждого из них есть роман на стороне и план, как быстрее избавиться друг от друга. Существует версия, что основой для фильма стал рассказ Хулио Кортасара. Но это не суть важно. Ролан и Коринн попадают в водоворот приключений, где им придется всерьез задуматься над тем, что они выберут: родителей или деньги. Юмор действительно черный, темы разнообразные, а игра со шпионской стилистикой весьма увлекательна.
“Все хорошо”, 1972
Политическая драма Годара, главные роли в которой исполнили звезды Джейн Фонда и Ив Монтан. Экспериментальный фильм, больше похожий на спектакль, в котором актеры, по заданию режиссера, как и он сам, максимально дистанцируются от зрителя, не обращают внимания на камеру. Она же ездит будто по конвейеру, намекая, что капитализм до добра не доведет, заставив бесконечное количество раз тратить деньги по одной и той же схеме. В этом фильме Годар почти отказался от прерывности действия, поэтому кажется, что его актеры действуют сами по себе. Сюжет “Все хорошо” развивается вокруг забастовки на колбасной фабрике. Годара интересовала тема классового неравенства. И фильмом “Все хорошо” он сказал этому явлению все, что мог и думал.
“Моцарт – навсегда”, 1996
Искусство не может изменить ход истории, но зафиксировать, превратить ее в документ – да. В фильме “Моцарт – навсегда” Годар размышляет над тем, где же больше выдумки, часто болезненной: в реальной жизни или, например, спектакле. Лента состоит из четырех новелл, каждая так или иначе затрагивает тему искусства. Придирчивый режиссер, пытающийся научить актрису говорить “да”, интеллектуалы, которым захотелось поставить спектакль в Боснии, где идет гражданская война, и выступление самого Моцарта – все сюжетные линии пересекаются, отчего фильм напоминает абсурдистскую пьесу, но очень эстетичную.
Читайте также: Любовь в фотографиях: Жан-Люк Годар и Анна Вяземски