Путешествие во времени — привычная штука для современной культуры. Она очень много раз обыгрывалась в книгах, фильмах, сериалах, играх и даже театральных постановках. Но когда путешествия происходят в одну и ту же точку в прошлом, то это уже временная петля, которую редко, но метко применяют в развлекательном бизнесе.
"День сурка"
Мы не могли не вспомнить фильм, который дал название всему жанру. Лента Гарольда Рэмиса быстро стала культовой благодаря простому и в то же время крайне философскому сюжету, а также Биллу Мюррею. Теперь “день сурка” — это вполне официальное обозначение сюжетного поворота, когда герой оказывается заперт во временной петле.
"Исходный код"
Фильм режиссера Данкана Джонса стоит посмотреть не только ради виртуозной работы Джейка Джилленхола в главной роли. В отличие от “Дня сурка”, тут сразу несколько загадок, которые главному герою нужно разгадать за отведенные 8 минут. Они, конечно, повторяются, но за это время нужно найти бомбу в поезде, а также человека, который ее создал, чтобы не допустить взрыва в центре Чикаго.
"Петля времени"
Несмотря на то что мы привыкли к временной петле как к повторению одного и того же дня, на самом деле она может использоваться и более “сложно”. Например, в картине Райана Джонсона киллеру из прошлого приходит запрос на убийство самого себя из будущего. Представьте теперь себе, что в фильме происходит с причинно-следственными связями. Катастрофа, за которой интересно наблюдать.
"Счастливый день смерти"
Самый свежий пример оригинального использования петли. Популярная студентка колледжа обнаруживает, что постоянно переживает свой день рождения, который заканчивается не лучшим образом — смертью. Так что ей необходимо найти убийцу и заодно, если успеется, немного поправить собственную жизнь. К слову, у удачной смеси хоррора и комедии уже есть вторая часть, которая не слишком уступает первой в развлекательности.
"Дом странных детей мисс Перегрин"
Учитывая, что ленту снял Тим Бертон, подростковой ее назвать сложно. Из-за того, что на детский дом падает бомба во время Второй Мировой, его управительница создает временную петлю, чтобы защитить детей. Несколько десятилетий они переживают один и тот же день, пока не сталкиваются с более опасной угрозой. Как вы понимаете, тут сценарный прием повторяемого дня не является центральным, что создает интересную атмосферу.
"Грань будущего"
Смесь научной фантастики и временных петель всегда интересна, а особенно когда в кадре бегает Том Круз. Еще один пример необычного использования приема — главный герой тут “перезапускается“ после смерти, но, когда она наступает, зависит уже от него. Поэтому сюжет получается более комплексным: герой Круза всячески пытается предупредить поражение земных сил в схватке с инопланетянами и разгадать их тайну.
"11.22.63"
Сериалы тоже не гнушаются пользоваться временной петлей. Например, экранизация одноименной книги Стивена Кинга о том, как учитель литературы из XXI века пытается предотвратить убийство Кеннеди. В сюжете используется масштабная временная петля, так как герой проводит в прошлом несколько лет, периодически начиная свое путешествие сначала.
"Матрешка"
О недавнем сериале Netflix мы уже писали. Он в чем-то напоминает “Грань будущего” и “Счастливый день смерти” — главная героиня после смерти оказывается на своем дне рождения. Тут нет Тома Круза и убийц, зато присутствует наркотический угар, мистическая загадка, а также немного философии. Неплохой набор, согласитесь.
"Холистическое детективное агентство Дирка Джентли"
Экранизация Дугласа Адамса продержалась в эфире BBC America всего два сезона, но умудрилась запомниться зрителям путешествиями во времени, сюжетом, поданным не в хронологическом порядке, странными бандитами, Элайджей Вудом и, конечно же, корги. Тайну временной петли раскрывать не будем — спойлеры.
Читайте также: 5 ролей молодого Марлона Брандо