16 марта 1941 года родился итальянский кинорежиссер, драматург и поэт Бернардо Бертолуччи, прославившийся своей любовью к исследованию исторических и социальных изменений сквозь призму человеческой сексуальности. Рассказываем о фильмах режиссера, которые обязан посмотреть каждый любитель кино.
"Конформист" (1970)
Первый фильм Бертолуччи, который получил широкую известность. Картина рассказывает о молодом аристократе Марчелло, который, работая на фашистов, отправляется во Францию, чтобы убить знакомого профессора из-за его антифашистской деятельности.
В то время итальянское общество все еще очень болезненно реагировало на изображение режима Муссолини, а учитывая то, что лейтмотивом фильма была пассивная позиция большинства жителей к кровавой диктатуре, негатив к фильму только усиливался. В “Конформисте“, как и в других фильмах Бертолуччи, социальный подтекст переплетается с сексуальным. Главный герой страдает от психологических травм, связанных с домогательствами со стороны водителя своей семьи.
"Последнее танго в Париже" (1972)
В отличие от большинства других картин режиссера, “Танго“ акцентируется на эротической составляющей, не используя исторический контекст. В центре истории — роман сорокапятилетнего американца и молодой француженки, который превращается в драматическую историю унижения и преследования. Главные роли сыграли Марлон Брандо и Мария Шнайдер. Фильм номинировался на два “Оскара“ — за режиссуру и лучшего актера (седьмая и последняя номинация на премию для Брандо).
Сюжет фильма во многом основывался на сексуальных мечтах самого Бертолуччи, который никогда не отрицал этого факта. Несмотря на изначально скандальную природу “Последнего танго в Париже“, в 2013 году режиссер подвергся особо жесткой критике, когда признался, что не сообщал Шнайдер деталей о сцене со сливочным маслом в роли лубриканта. В сценарии ничего не упоминалось о масле, так как постановщик хотел добиться максимально реалистичной реакции от актрисы и травмировал ее на всю жизнь. К слову, Брандо тоже негативно отзывался о съемках, после которых 15 лет не разговаривал с Бертолуччи.
"Последний император" (1987)
Если “Последнее танго в Париже“ не использовало историческую тематику, то в “Последнем императоре“ Бертолуччи отказывается от эротики, акцентируясь на социальных и политических изменениях времен 40-60-х годов XX века, которые происходили в Китае. История рассказывает о Пу И — последнем императоре Восточной империи, ставшем пешкой в большой политической игре.
“Последний император“ получил 9 “Оскаров“, из которых 2 достались Бертолуччи — за лучшую режиссуру и сценарий. Кроме того, фильм получил “Золотой глобус“ и BAFTA как лучшая картина 1987 года.
"Ускользающая красота" (1996)
Картина Бертолуччи о молодой американке, которая после смерти матери приезжает на лето в Италию, открыла миру актерский талант Лив Тайлер, Джозефа Файнса и Рэйчел Вайс, попутно укрепив позиции Джереми Айронса. Дополнял этот ансамбль легендарный Фантомас Жан Маре, для которого фильм стал последним в карьере. Несмотря на противоречивые отзывы критиков, картина была отобрана в основную программу Каннского фестиваля.
"Мечтатели" (2003)
Эротическая драма о трех студентах, познающих свою сексуальность в парижской квартире на фоне протестов мая 1968 года, стала последней большой работой Бертолуччи и открыла миру Еву Грин, Луи Гарреля и Майкла Питта.
Лента стала своеобразным финалом творчества режиссера. Он обратился к знаковой для себя теме парижских бунтов “Красного мая“, покопался в природе инцестуальных отношений и триолизма, а также наполнил фильм огромным количеством референсов к картинам французской новой волны, которая вдохновила его на работу в кино. Что интересно, изначально на роль Майкла Питта претендовали Дикаприо и Джилленхол. Первый был занят в “Авиаторе“, а второй отказался из-за обилия откровенных сцен.
Читайте также: 5 лучших ролей Катрин Денев