Как электронные фестивали меняют культурный ландшафт Киева

Искусство
12.08.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
Углубляемся в историю в ожидании Brave! Factory
ПОДЕЛИТЬСЯ

24-25 августа в Киеве в третий раз пройдет Brave! Factory — главный фестиваль электронной музыки во всей Восточной Европе. Локацией снова стал завод “Киевметробуд”, где между бетонными стенами и железными балками расположатся шесть музыкальных зон. В предвкушении Brave! Factory мы решили вернуться к истокам и выяснить, откуда вообще появилась электронная музыка и как она меняет городскую культуру.

 

С чего все началось

Электронная музыка вышла из диско: в 60-х ее создали геи и афроамериканцы в подпольных клубах Чикаго, не подозревая, что к 70-м жанр станет массовым и потеряет свою первоначальную идею. Настоящий диско не был похож на хиты АВВА, которые сегодня считаются классикой жанра. 

Экзальтированная версия с примесью попа пришлась по вкусу массам, но не чикагским диджеям. К ранним версиям настоящего диско они добавили немного битов и смешали с другими композициями. Так и появился хаус — первый из электронных жанров.

 

Маргарет Тэтчер — крестная мать электроники

С ним ребята и отправились в Англию, которая, как мы уже знаем, считается родиной техно-вечеринок. Вместе с появлением жанра эйсид-поп в 80-х начали устраивать рейвы, из которых и выросла независимая сцена электронной музыки.

Андеграунд всегда так или иначе был связан с социальным протестом. Британия времен Маргарет Тэтчер отрицала сплоченность общества, да и существование общества в целом оно было разделено на группы, которые редко между собой пересекались и часто враждовали. “Белые” не лезли в жизнь “черных”, иммигранты оставались в своих кварталах, любители рока не заходили на территорию электронщиков.

 

(Не)свободные нравы

В Украине электронная сцена появилась после революции. Первые техно-вечеринки проходили еще в 90-х, а в 2007 году в Киеве появился первый альтернативный клуб “Хлеб” без кальянов и подтанцовок, но с хорошей музыкой по всем правилам европейских рейвов. События на Майдане разделили историю на “до” и “после”, послужив толчком к развитию андеграундной культуры Киева.

Революция дала жизнь гражданскому обществу: например, все чаще начали говорить о свободе слова и правах человека. Марш равенства с каждым годом получает все большую поддержку, а убийства гражданских активистов получают огромную огласку (хотя, к сожалению, не расследуются должным образом). 

Революция дала украинцам понять, что истина не одна. Советские убеждения и любовь к запретам давно отжили свое, и 2014 год стал временем для новых начал. Например, появления электронной сцены. А электроника — это всегда про свободу.

 

Немного о наркотиках

Эйсид-хаус буквально пронизан понятием свободы: на вечеринках царит дух "всепринятия" и общности, а тусовщики стоят наравне с музыкантами (в отличие от рок-концертов, где фанаты поклоняются звезде).

Дух свободы во многом обязан экстези, которые в 80-х становились все популярнее. Даже психиатрам в свое время понравился эффект расслабляющей таблетки, которая дарит положительные эмоции и располагает ко всем окружающим,  одно время они даже рекомендовали лечить психические заболевания с ее помощью (правда, потом признали, что ошиблись). 

Увлечение таблетками появилось уже после того, как изобрели электронику (хотя многие ошибочно говорят об обратном). Электронные вечеринки уже не ограничивались просто музыкой это была идеология, которую принимали все больше молодых тусовщиков вместе с экстези. Таблетки привлекли к ней еще большее внимание (в первую очередь полицейских), но быстро отошли на второй план. Сегодня электронная сцена — это об искусстве и свободе. Неудивительно, что фестивали электронной музыки появились как раз тогда, когда общество стало более открытым, а украинское искусство развивается как никогда быстро. 

Киев — новый Берлин?

Сейчас часто можно услышать фразу: “Киев новый Берлин”. Техно-вечеринки стали визитной карточкой немецкой столицы, привлекая в город все больше туристов и креативщиков. Германия подает пример всему миру по принятию андеграундной культуры. В 2018-м власти признали вечеринки в культовом техно-клубе “Бергхайн” частью высокой культуры — их официально приравняли к классическим концертам и выставкам. Ни один гид по Берлину не обходится без электронных вечеринок, а быть в городе и не зайти в "Бергхайн"  все равно что не побывать в немецкой столице.

То же сейчас происходит и с Киевом. Арт-центр Closer попадает в списки лучших клубов мира, фестиваль Strichka приравнивают к бельгийскому Tomorrowland, а Brave! Factory называют лучшим электронным фестивалем Восточной Европы. Киевские техно-вечеринки стали такой же визитной карточкой города, как и в Берлине несколько лет назад. Для Украины, которая все еще держится на устаревших советских убеждениях, техно-вечеринки становятся островком инклюзивности и свободы самовыражения, которых так не хватает в обществе.

Андеграундный дресс-код

Фестивали электронной музыки прежде всего о свободе, которая отражается и на дресс-коде. В ход идут неоновые спортивные костюмы, найденные на Лесном секонд-хенде, кожаные плащи, как у Нео из "Матрицы", и обязательно узкие очки. Все, в чем удобно танцевать ночь напролет. Отчеты с фестивалей становятся ярче стритстайл-отчетов с Недель моды, а одеждой тусовщиков вдохновляются Демна Гвасалия из Balenciaga и Вирджил Абло из Louis Vuitton и Off-White.

Постепенно электронные фестивали становятся главными культурными событиями города: на них съезжаются артисты со всего мира, художники и диджеи, а “техно-туризм” становится все более прибыльным.

Читайте также: Модный андеграунд: Что надеть на рейв-вечеринку

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).