«Чудо-женщина»: амазонки завоевывают мир летних блокбастеров

Мистецтво
31.05.2017
ТЕКСТ: Наталья Череп
ПОДЕЛИТЬСЯ

Так сложилось, что фильмы из вселенной DC Comics не очень любят. Иногда этому есть рациональное объяснение (“Отряд самоубийц”), иногда нет (“Бэтмен против Супермена”). Так или иначе, Marvel ступили на землю сверхлюдей первыми, они же задали шутливый тон, теперь по их фильмам меряют остальных. Главного идеолога DC Зака Снайдера только ленивый не упрекнул в излишней серьезности,

ПОДЕЛИТЬСЯ

cover wonderwoman

Так сложилось, что фильмы из вселенной DC Comics не очень любят. Иногда этому есть рациональное объяснение (“Отряд самоубийц”), иногда нет (“Бэтмен против Супермена”). Так или иначе, Marvel ступили на землю сверхлюдей первыми, они же задали шутливый тон, теперь по их фильмам меряют остальных. Главного идеолога DC Зака Снайдера только ленивый не упрекнул в излишней серьезности, сгущении красок, отсутствии самоиронии, забыв об атмосфере первоисточника: комиксы про Бэтмена на самом деле не очень веселые. Свою “Чудо-женщину” Пэтти Дженкинс пишет такими же крупными мазками. Если герои говорят здесь про любовь, то это Любовь, если про выбор, то это Выбор. Все с большой буквы. Все как в последний раз. Вот только справедливо рассудив, что Бэтмен – не Чудо-женщина, и благоразумно вняв претензиям к другим фильмам из вселенной DC, первая женщина-режиссер тентпола студии-мейджора решила добавить в свою ленту юмора и чуточку легкомысленности. И не прогадала.

Где-то, то ли в Средиземном море, то ли в Атлантическом океане, находится остров Темискира. Населяют его амазонки во главе с королевой Ипполитой и генералом Антиопой. По понятным причинам детей на острове нет. Кроме одной девочки: Ипполита сделала ее из глины и попросила самого Зевса вдохнуть в неодушевленную куклу жизнь. Тот внял мольбам. Так родилась принцесса Диана, в миру Чудо-женщина. Тысячелетия она жила на скрытом от глаз смертных острове, изучала науки и военное ремесло, но чувствовала, что рождена для чего-то большего. Однажды, в период острого личностного кризиса, Диана замечает терпящий крушение истребитель. Вытянув на берег пилота, она открывает для себя два очень важных факта: он мужчина и во внешнем мире бушует Первая мировая война. Взвесив все за и против, Диана решает отправиться на помощь войскам Антанты. А в идеале уничтожить древнегреческого бога войны Ареса и положить конец всем будущим войнам. Совсем скоро Диане предстоит выяснить, что жизнь и люди устроены немного сложнее.

2 wonderwoman

Пэтти Дженкинс не снимала долго. Ее последней полнометражной работой (и единственной) был фильм “Монстр”, принесший Шарлиз Терон “Оскар” за лучшую женскую роль. За прошедшие с того времени четырнадцать лет Дженкинс успела поработать на телевидении (сериалы “Убийство” и “Задержка в развитии” например), выйти замуж и родить сына. С одной стороны, доверить съемки многомиллионного фильма давно не снимавшему режиссеру – дело рискованное, если не сказать необдуманное. Но с другой – единственно верное. “Чудо-женщина” – первый в истории фильм с женщиной-супергероиней в центре сюжета. Мужчина бы здесь упустил кучу возможностей и не справился. Режиссеров-женщин, работающих в индустрии долго и стабильно, — так сложилось в силу понятно каких причин – немного. Дженкинс же не только не растеряла за время простоя навыки, но и умудрилась разрядить обстановку в мрачной и беспросветной вселенной DC, подарив нам светлого, обаятельного, нового персонажа. В тесном и негибком мире кинокомиксов это важно.

Структурно фильм состоит из ладно подогнанных друг к другу блоков. Впервые мы познакомились с Дианой Принс в “Бэтмене против Супермена”. Знакомство тогда вышло хоть и эффектным, но шапочным. Прекрасно это понимая, Дженкинс в своем фильме уделяет достаточное количество времени мифологии амазонок: Зевс, Арес, Олимп, создание людей, падение людей. Древнегреческие мифы и легенды становятся фундаментом для понимания не только происхождения и целей Дианы, но формируют смысловой мостик в наш мир. Если можно Тору, то почему нельзя Диане. Самое интересное как раз и начинается, когда идеальный, но скучный мир Дианы сталкивается с неидеальным и нескучным миром людей. Дженкинс не упускает здесь ни одной возможности: сцена с голым Крисом Пайном, шутки про часы (на самом деле не про часы, конечно), запреты и условности Лондона начала прошлого века. На все это мы смотрим с позиции сильной и независимой женщины. Взгляд этот насколько пристальный, настолько и ироничный. Дженкинс не устраивает битву полов и ничего в лоб не критикует. Она смешно шутит. Лучшими моментами лондонский блок напоминает, например, “Фантастических тварей” Роулинг (студия та же). Есть даже смешная полненькая секретарша, чью профессию Диана справедливо называет рабством.

1 wonderwoman

Шутки шутками, но серьезный разговор Дженкинс не чужд. Когда нужно, она уверенно включает “Райана”: будет и передовая, и колокольня со снайпером. В жерле войны начнется и ковка характера Дианы, ее понимания мира людей. Далекое от идеализированного, но и абсолютно не циничное. То, что нужно для “Лиги Справедливости”. Бог войны, бог грома, свет, тьма – все это в мифологии фильма есть, но людей слишком много для таких узких понятий. Попав на грешную землю, Диана должна многое понять про полутона. Дженкинс пишет хоть и крупными мазками, но ни с одной эмоцией не перебарщивает и про полутона все знает. Как настоящий летний блокбастер ее фильм говорит о чем-то важном и общечеловеческом, не забывая рассмешить. Где надо и в меру добавляет сентиментальности, меняет маску трагика на маску комика, но не частит. Галь Гадот лучшим образом играет “человека из другого места”: удивление, упрямство, осознание – все эмоции подкрепляются ее харизмой и обаянием. Крис Пайн здесь не для мебели или баланса. Он идеально отбивает подачи Гадот: с юмором, терпеливо и с влюбленными глазами.

3 wonderwoman

Это женский фильм, снятый для всех. Свежий, легкий взгляд на вещи. То есть своей цели Дженкинс достигла. Единственный вопрос, возникающий в конце: каким образом перенесется и перенесется ли вообще ее эстетика в другие фильмы из вселенной DC? Ответ на него мы узнаем осенью.

Автор текста: Мирный Валерий

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
16.12.2024
NADRA
Порцелянова тарілка «Вертеп»
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).