При повторном просмотре фильм Марен Аде производит то же впечатление, что и при первом. Это, несмотря на почти трехчасовой хронометраж, мимолетная трагикомедия про одиночество, про близких, про человека, зашедшего в тупик, про содружество стран, стоящее на пороге неизвестного будущего. Аде противопоставляет личное корпоративному, стремление построить карьеру капитализму в его худших проявлениях. Попутно и очень вскользь проговаривая (сознательно или на автомате) классическую для немцев второй половины ХХ века проблему прошлого и вины.
Где-то в Германии живет пенсионер Винфрид. То ли из-за скуки, а, скорее всего, из-за врожденной артистичности он любит розыгрыши. Они носят немного тяжеловесный характер, но зачастую забавные, плюс – Винфрид добрый и большой, и окружающие относятся к его увлечению снисходительно. У Винфрида есть дочь и бывшая жена. Дочь, Инес, работает бизнес-консультантом в Бухаресте. Приезжает к родителям она редко, звонит еще реже. Во время одного такого нечастого визита отец даже толком не успевает с ней пообщаться: Инес постоянно разговаривает по телефону. Не привыкший принимать мир таким какой он есть, Винфрид подозревает неладное: возможно его дочь несчастна. Похоронив своего старого ослепшего пса, упаковав вставную челюсть и нелепый парик для розыгрышей и воспользовавшись приближающимся днем рождения Инес, как поводом, Винфрид покупает билет в Бухарест, чтобы разобраться во всем на месте.
Там все оказывается еще хуже, чем он думал. На вопрос: “Ты вообще счастлива?” – Инес отвечает раздраженной тирадой резюмировать, которую можно одним словом – “нет”. Когда первая попытка наладить контакт терпит крах Винфрид надевает вставную челюсть, нелепый парик, костюм с отливом и возвращается в образе Тони Эрдманна – странноватого бизнесмена, тренера, якобы с кучей влиятельных знакомых.
Казалось бы именно тут должно начаться самое интересное, но фильм Аде так хитро написан и снят, что интересно уже с первой минуты. Залогов успеха здесь несколько. Во-первых, сценарий и монтаж: Аде никуда не торопится и рассказывает свою изумительно простую историю так как и надо рассказывать простые истории – ровно и поступательно. Так лучше раскрываются сопутствующие смыслы. Во-вторых, актеры: Питеру Симонишеку и Сандре Хюллер есть, что играть и делают они это в лучших традициях немецкой волны, то есть естественно. Оба проживают свои роли. Фильм Аде показывает кусок из жизни одной разбросанной по разным локациям семьи. Пусть важный и переломный, но видно, что персонажи продолжат жить и после команды “снято!”.
Уже в своих предыдущих работах (“Лес для деревьев” и особенно во второй – “Все остальные”) Аде продемонстрировала умение работать с тонкой материей человеческих отношений. И “Тони Эрдманн” – это в первую очередь история одинокого отца и страшно одинокой дочери (понятно, что вторая несмотря на кучу дел и звонков “преуспела” в этом чувстве больше). Здесь даже отходит немного на второй план момент с несчастливой жизнью Инес в Бухаресте. При этом фильм не производит холодное впечатление. Он скорее подчиняется среде которую описывает. Не стоит воспринимать картину и исключительно, как комедию. По-настоящему смешных моментов здесь несколько и располагаются они в середине и в самом финале. В остальном легкий юмор в “Тони Эрдманн” пробивается через трагизм и неловкости.
Критика мира бизнеса находит у Аде выход не только через попытку Винфрида расшевелить свою дочь, вывести ее из круга ложных, корпоративных представлений о жизни. Действие картины не зря происходит в столице Румынии, стране взятой в Евросоюз с большим авансом. “Тони Эрдманн” наглядно иллюстрирует не плюсы этого решения, а то, как бизнес с приходом на чужой и очень слабый рынок, не спешит улучшать жизнь румын, а наживается на том, что есть. После важной презентации уставшая Инес сморит в окно, где высокий забор разделяет два мира: европейского капитала (ровный асфальт, дорогие иномарки) и настоящей Румынии (обшарпанные дома и дети в обносках).
При этом образ Тони Эрдманна – идеальный триггер, лучший способ снизить пафос. Он выглядит как карикатура на эксцентричного миллиардера и не зря козыряет громкими именами. Обслуживающий персонал большого капитала (к которому принадлежат знакомые Инес) ведется на это не замечая всей кричащей бутафории образа Эрдманна. В случае самой Инес, Аде отталкивается от обратного. Тони Эрдманн ее конфузит, раздражает, провоцирует, но как только она, отправляясь с ним на несколько встреч, принимает его правила игры исход становится ясен. То что не смог донести отец в силу наличия родства (кто с радостью слушается пожилых родителей?) получилось у его альтер-эго.
Фильму Аде при всенародной любви на родине, да и в остальной Европе мучительно не везло с популярными наградами: его преступно проигнорировали в Каннах, а “Оскар” помешала взять политическая конъюнктура. Тем не менее трудно найти картину, которая отражала бы повестку дня актуальнее. История простых людей здесь приобретает размах древнегреческой трагедии, оставляя теплое и чуть грустное послевкусие.
Текст: Мирный Валерий