Зачем идти на фестиваль «100 фильмов за 100 минут»?

Мистецтво
30.09.2016
ТЕКСТ: Наталья Череп
ПОДЕЛИТЬСЯ

Объясняет и агитирует Кирилл Марикуца

ПОДЕЛИТЬСЯ

100movies1

Фестивалю «100 фильмов за 100 минут» в этом году исполняется 5 лет. Каждый год под фестиваль ребята занимают около 20 кинотеатров по всей Украине, проводя показы в 10 городах: в Киеве, Харькове, Днепре, Львове, Одессе, Запорожье, Херсоне, Кропивницком, Ужгороде, Мариуполе. В этом году добавятся и заграничные показы – уникальный формат фестиваля отправится покорять Польшу, Латвию и Болгарию.

Цифры и названия городов и стран – это все, конечно, здорово. Но мы были и остаемся гордыми гуманитариями, а потому решили встретиться с Кириллом Марикуцей и послушать о том, зачем нам и каждому уважающему себя украинцу смотреть 100 фильмов за 100 минут.

kirill

1

Мы работаем с кино и особенно с коротким метром, и нам интересно показывать какие-то нестандартные формы, нестандартные направления в кино. На самом деле все, что на поверхности, уже более или менее существует у нас. А для того, чтобы делать какие-то эксперименты, нужно быть либо немножко глупым, либо немножко отчаянным, или платить за права на показ неподъёмные для Украины деньги. Нам хочется показывать разнообразие кино, в том числе и разнообразие короткого метра.

Кроме того, нам важна децентрализация культуры, поэтому мы проводим показы не только в Киеве. Это очень тяжело в плане того, что не все региональные кинотеатры понимают, зачем им принимать в этом участие, ведь, показывая кассовые фильмы, они гарантированно получают аудиторию, а мы для них — что-то странное. Но мы пытаемся делать все от нас зависящее, чтобы проводить фестиваль в максимальном количестве городов: для нас важно, чтобы у людей была возможность  смотреть и был выбор.

7 

Думаю, месяца три-четыре. Чтобы выбрать 100 фильмов, нужно для начала посмотреть тысячи три-четыре. Минутные фильмы – это не копия полнометражного, и ни в коем случае нельзя рассматривать одноминутное кино как сжатую версию полного метра. В то же время это не набор визуально красивых кадров – это полноценная история: короткая, сжатая, уплотненная, где нет ничего лишнего. Такая себе квинтэссенция кино.

 4-copy

 С каждым годом делать этот фестиваль все сложнее. Дело в ограниченности временными рамками: мы сильно регламентированы хронометражем и того же требуем от авторов. Нам не хочется, чтобы у зрителей складывалось впечатление эдакого негативного дежавю, будто все это они уже видели. Становится все труднее делать подборку такой, чтобы она была новаторской (в нашем понимании), чтобы не повторялись истории, чтобы они были интересными. Нам не хочется слышать от зрителей: «Да я уже это видел». Конечно же, в любом случае идет какой-то рост: пусть не экспоненциальный, но он все равно есть. Речь сейчас о подборе программы, мы экспериментируем, делаем вкрапления кино, выдержанного временем. Можем добавить в программу фильмы не этого года, что-то любопытное, что еще не показывали.

6-4

Наш фестиваль, по сути своей, кураторский. В том смысле, что фильмы программы– это наше субъективное  видение, как культурной единицы. Мы стараемся, чтобы она была разнообразной, представляем все жанры и типы кино. Таким образом, в селекции присутствует документальное, экспериментальное, игровое, и анимационное разнообразие. Нам важно, чтобы это были разные истории, однако чтобы кино оставалось кино: мы сразу отказываемся от рекламы, от видео с котиками и музыкальных роликов.

100movies3
5

 У нас нет двадцати однообразных комедий, построенных на диалогах, или двадцати социальных драм. Небольшой перевес идет в сторону анимации, просто потому, что техника для создания такого кино удобнее: не многие захотят, если мы говорим о профессиональном кино, тратить огромное количество времени большого количества людей на создание одноминутного фильма. В нашей программе мы пытаемся сделать акцент на немножко сумасшедшем, в хорошем смысле этого слова кино. Нам важен момент эксперимента и новаторства, важно следить за тем, как развивается это направление в кино.

10 фильмов из 100 – украинские, и это отдельная категория в конкурсе . Зрители голосуют после просмотра за любое количество фильмов, которые им понравились, и впоследствии мы получаем победителя в национальном и международном конкурсе.

6-1

 Комедия. На самом деле в кино огромный кризис в комедийном жанре. У нас не хватает хороших комедий. Но юмор – это универсальный язык, и потому люди всегда любили и будут любить комедии.

5-copy

Эта идея принадлежит нашему программному директору — показать одноминутное кино. Если честно, не помню уже, как родилась идея формата: показывать именно 100 фильмов за 100 минут, но точно помню, что услышав это в первый раз, я был уверен —мы это сделаем. В общем, вот и все. Какую-то легенду можно было бы придумать, но у меня ее нет.

8

Да, существуют фестивали одноминутного кино.  И они часто происходит в нестандартных условиях, в метро, например, или в галереях, иногда и в привычных формате:  кинотеатре. Такого кино с каждым годом снимают все больше и больше. В целом дело не в том, что именно одноминутное кино стало суперинтересным для индустрии , просто глобально, количество кино, которое создается,  постоянно увеличивается.

 

100movies2

6-2

Сложнее всего найти региональных партнеров. Нам, разумеется, интересно работать с кинотеатрами, но мы всегда сталкиваемся с тем, что в Украине нехватка кинотеатров и качественных экранов. Это знают все, кто работает в индустрии. Их всего около 500 – на 40 с лишним миллионов украинцев! И, понятное дело, если в городе два кинотеатра, то оба будут брать фильмы больших студий, которые точно принесут им деньги, в которых они уверены. Так что очень часто нам говорят «нет», и мы понимаем почему: это бизнес-структуры и им нужно зарабатывать деньги.

6-3

Мне кажется, в этом году у нас не было огромного выбора фильмов, которыми мы могли бы разбрасываться направо и налево, – нет. Традиционно в украинском конкурсе у нас отдельная часть – детская анимация, фильмы, которые создаются детьми. Это весело, прикольно, классные смешные работы: дети снимают истории, как хотят. В общем, не сказал бы, что все режиссеры решили посвятить себя одноминутному кино, но этого и не нужно. Каждый вправе выбирать, с какой формой ему работать легче.  В тоже время в этом направлении у нас есть успешные украинские режиссеры, чьи фильмы постоянно показываются за пределами Украины, иногда именно там мы про них и узнаем.

6-copy

 Ну cложно сказать. Если мы говорим о музыкальной документалистике, то сейчас в принципе идет глобальный подъем этого направления в кино, и в последние годы увеличилось число фильмов, которые создаются о музыке, о музыкантах, о группах, обо всем, что связано с культурой вообще и культурой музыки. Сложно сказать, почему людям в Украине стало интересно… Возможно, потому, что до этого доступа к такому кино просто не было, плюс Украина стоит далеко от тех стран, которые регулярно посещают крутые музыканты. Ник Кейв никогда не выступал в Украине и в ближайшую пару лет, мне кажется, и не будет выступать.

Это и была одна из идей, почему вообще показывать музыкальное кино: У нас нету возможности организовать концерт Ника Кейва, но мы можем показать его фильм или фильм о нем. В то же время, есть множество фильмов про музыку и музыкантов, которые все равно не будут интересны широкой аудитории: если мы показываем кино про историю рок-н-ролла в Камбодже, рождение электроакустической музыки в Польше или организацию концерта в Иране – оно не пользуется такой же популярностью, как фильм про Ника Кейва. Но так как коммерческая составляющая для нас только бекграунд, мы ставим акцент на «важности» фильма, на том, к чему он апеллирует и что рассказывает. А так, наши проекты тесно связаны с зрителем в том смысле,  что нет зрителя – нет, по сути, и проекта;  наша аудитория – наш основной финансовый донор. Это неправильно, но других инструментов финансирования нашей деятельности попросто нет.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
16.12.2024
NADRA
Порцелянова тарілка «Вертеп»
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).