Главным хитом нового сезона в PinchukArtCentre станет большая групповая выставка «И снова демократия?», куратором которой выступил арт-директор центра Бйорн Гельдхоф. Проект рефлексирует на тему сохранения открытого общества и демократических ценностей, крайне актуальных сейчас и в мире, и в Украине, стоящей на пороге парламентских и президентских выборов.
По сути, вся выставка – это мозаика акцентов, которые заставляют задуматься о том, не превращается ли демократия в нынешней реальности в утопию и можно ли еще все изменить. Для расстановки этих акцентов кураторы обратились к известным художникам, среди которых присутствуют большие мировые звезды Такаши Мураками и Дэмиен Херст, масштабная выставка которого проходила в PinchukArtCentre в 2009 году.
Мураками специально для нынешней экспозиции подготовил работу «Лев на престоле в моем сердце», традиционно нарочито яркую по цветовому решению и символике, и весьма четко демонстрирующую, к чему приводят популизм и авторитарное управление. Херст исследует откровенность нынешнего мира и путь, который нужно проделать человечеству для обретения настоящей свободы, представляя бронзовую скульптуру «Святой Варфоломей. Изысканная боль», созданную в 2006 году.
Тему выбора поднимает художница-феминистка Зо Леонард в стихотворении, открывающем выставку провокационными словами «Я хочу президента-лесби». Американка написала его около 20 лет назад, но ее месседж о постоянном вызове, перед которым оказывается человек, живущий с необходимостью все время делать определенный выбор в рамках демократического общества, оказывается особенно актуальным сейчас, в расцветающую эпоху политиков-популистов. Ироничный взгляд на развитие современного общества представляет выпускница Central St. Martins, проживающая в Лондоне польская художница Гошка Макуга – на выставке три ее рисунка, выполненные роботом. На одном из них Леди Гамильтон, любовница адмирала Нельсона, находится в окружении Дональда Трампа, Владимира Путина, Муаммара Каддафи и Сильвио Берлускони.
Настоящий перформанс для посетителей подготовила группа Аллора и Кальсадилья (американка Дженнифер Аллора и кубинец Гильермо Кальсадилья, сотрудничающие с 1995 года) – в PinchukArtCentre они представляют одну из своих самых знаменитых работ, во время которой музыкант исполняет «Оду к радости» Бетховена, находясь буквально внутри пианино. В разное время эта мелодия ассоциировалась с нацистами, китайской культурной революцией, падением Берлинской стены, а нынче является гимном Европейского союза. Сам перформанс был создан художниками около 10 лет назад, но сейчас, ввиду политических проблем в Европе, обретает еще более актуальный смысл.
Афроамериканка Сондра Перри специально прилетела в Киев, чтобы лично представить свою работу «Приближается тайфун», посвященную борьбе африканского народа против рабства. Эта видеоинсталляция интересна не только красивым визуальным эффектом, но и технологией создания: художница использовала приложение Blender, с помощью которого наложила изображение картин знаменитого художника Уильяма Тернера на движение океанских волн.
На четвертом этаже центра расположены две выставки, представляющие разные этапы развития украинского искусства. Так, кураторы Станислав Силантьев и Галина Хорунжая в рамках «Исследовательской платформы» создали проект «Красная книга: советское искусство Львова 80-90-х годов», который по сути является одним из первых больших исследований данной тематики.
Куратор Ксения Малых в рамках программы PAC-UA, исследующей творчество современных украинских авторов, подготовила персональную выставку Леси Хоменко «Перспективная», символично названную в честь столичной улицы, на которой расположена мастерская художницы. Леся Хоменко показывает возможности живописи, которую использует как инструмент, доказывающий невозможность видеть окружающий нас мир без персональных искажений.
Гости открытия: