17 октября в Мистецком арсенале открывается масштабный проект, исследующий инновации театрального режиссера Леся Курбаса. Мы первыми увидели, как готовится выставка, а ее кураторы рассказали о самых интересных деталях проекта и объяснили, почему Курбас является новатором и революционером своего времени.
"Курбас. Нові світи" — это масштабная экспозиция, которая с ходу погружает посетителей в театральный мир знаменитого режиссера-экспериментатора. Ее авторами стали три куратора: американская режиссер украинского происхождения Вирляна Ткач, основавшая в 1990 году в Нью-Йорке Yara Arts Group, художник Вальдемар Клюзко и главная хранительница киевского Музея театрального, музыкального и киноискусства Татьяна Руденко. Кураторы намеренно отказались от традиционных экспонатов, демонстрирующих бытовую жизнь Курбаса или рассказывающих историю его жизни, — вместо этого они показывают, каким новатором был украинский режиссер и какого уровня украинский театр достиг в 20–30 годы прошлого столетия.
Кураторы выставки: Вирляна Ткач, Татьяна Руденко, Вальдемар Клюзко
Выставка поделена на две условные части — киевский и харьковский периоды творчества. Для каждой из них кураторы выбрали три ключевые спектакля, про каждый из которых рассказывают с помощью декораций, костюмов, фотографий и инсталляций. Всего будет представлено более 200 оригинальных экспонатов.
В постановке "Газ" в 1923 году Лесь Курбас использовал перемещение актеров для воспроизведения на сцене взрыва на фабрике. Такой модернистский прием превращения актера в абстрактное тело с помощью движения является одним из главных новаторств режиссера. Одним из самых раритетных экспонатов выставки станет макет художника Вадима Меллера к этому спектаклю, а также настоящий костюм рабочего. Для всех костюмов "Газа" ткани красили вручную.
Для спектакля "Джимми Хиггинс" режиссер специально снимал киноэпизоды-флешбэки, чтобы показать мысли героя, впервые объединяя действие на сцене и на экране. Таким образом Лесь Курбас одновременно с европейскими режиссерами одним из первых экспериментирует с форматом мультимедиа в театре.
Сценография постановки "Макбета" (1924) напоминает агитплакаты и отсылает к авангардному искусству того времени. В этом спектакле Курбас показал зрителям изнанку театрального процесса — декорации менялись прямо на сцене, а актеры выходили на подмостки как обычные люди, переключаясь на роли и перевоплощаясь в своих героев на глазах шокированной публики.
Инсталляция к комедии "Мина Мазайло" воспроизводит футуристическую конструкцию художника и сценографа Вадима Меллера к оригинальной постановке 1929 года харьковского театра "Березіль". Она объясняет концепцию режиссера о связи поколений, влиянии прошлого и будущего на современность и единстве пространства, в котором живут люди. Художник-авангардист Вадим Меллер был верным союзником Курбаса практически во всех постановках.
В 1925 году он вместе с Соней Делоне и Александрой Экстер участвовал в самом громком и масштабном мировом арт-форуме того времени — Международной выставке декоративного и современного индустриального искусства в Париже, где его наградили золотой медалью за сценографию к спектаклю "Секретарь профсоюза" театра "Березіль". Чуть позже репродукции экспонатов выставки были напечатаны в американском журнале The Little Review — восемь из них были посвящены спектаклям харьковского театра.
Центральная инсталляция выставки — воссозданная декорация к первому украинскому мюзиклу "Алло на хвилі 477!", поставленному на сцене "Березіль". Зрители увидят партитуры с музыкой Юлия Мейтуса и либретто, которые сохранились с тех времен, оригинальную афишу 1929 года, несколько костюмов и фото, по которым кураторы смогли воссоздать инсталляцию к спектаклю.
"Алло на хвилі 477!" был создан в новом для Украины и прогрессивном на то время жанре джаз-ревю, которым постановщики вдохновились, пребывая за границей. Спектакль был полностью посвящен жизни Харькова, поэтому зрители во время просмотра легко угадывали многих известных персонажей своего города и события, о которых шла речь. В одной из песен были строки со словами "Харків, Харків, де твоє обличчя…".