Товарищи-любовники: Какой была украинская советская мелодрама 1920-х годов

Мистецтво
05.09.2019
ТЕКСТ: Станислав Мензелевский
ПОДІЛИТИСЯ
О невозможности советской мелодрамы
ПОДІЛИТИСЯ

12 сентября на территории Довженко-Центра откроется Музей украинского кино. За неделю до официального открытия мы попросили руководителя научно-программного отдела Довженко-Центра и сокуратора первой тематической выставки ВУФКУ. Lost & Found рассказать подробнее о том, что происходило в украинском кинематографе 20-х годов.

Если попытаться описать рецепт довольно молодого, по сравнению с комедией и трагедией, жанра мелодрамы, на ум приходит определенный набор ингредиентов. Как правило, сюжеты мелодрам разрабатываются вокруг семейных тем, как то любовь, брак, женитьба, знакомство, перипетии семейной жизни, и редко выходят за эти рамки. Также мелодрамы отличаются повышенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, стереотипностью героев, однозначностью нравственной позиции, морально-поучительным посылом, cлaщaвoй ceнтимeнтaльнocтью и счастливым концом. 

Какой же была украинская советская мелодрама 1920-х годов? А было вот что: ее не было. По крайней мере, официально прогрессивный советский кинематограф от мелодрамы открещивался, как от проказы дореволюционного искусства. 

Вспомните, например, строки из манифеста Дзиги Вертова “Мы”, порицающие классическую мелкобуржуазную эстетику: МЫ объявляем старые кинокартины, романсистские, театрализованные и пр. — прокаженными. — Не подходите близко! — Не трогайте глазами! — Опасно для жизни! — Заразительно. 

А вот иронический комикс из профильного украинского журнала “Кино”, фантазирующий на тему того, как бы экранизировали “Тараса Бульбу” Николая Гоголя в разных странах. На одном полюсе — голливудская мелодраматическая интерпретация первоисточника, на другом же — революционная история от украинской кинематографии (ВУФКУ — Всеукраинское фотокиноуправление). Резюме: там, где тлетворный Запад видит любовную интрижку, сознательный украинский режиссер снимет драму на тему классовой борьбы. 

Неужели в украинском немом кино совсем не было повышенной эмоциональности, борьбы добра и зла, этических поучений, присущих мелодраме, любви в конце концов? Все это, конечно, было, но вписанным в новый социальный порядок, где важно не так индивидуальное, а коллективное чувство, не любовь, а товарищество. 

Более того, сам институт семьи — ядро классической мелодрамы — объявляется в 1920-х годах патриархальным и буржуазным пережитком. Есть теперь полагается на фабриках-кухнях, а детей настойчиво рекомендуют растить в яслях и детсадах. 

Одновременно пересматривается и природа романтических отношений (главный источник мелодраматического напряжения), вовсю пропагандируются новые взгляды на красоту и любовь. Популярные теории свободной сексуальности поощряли удовлетворение сексуальных потребностей без особых условностей и прелюдий, убивая, по сути, “любовное томление и интригу” классических мелодрам. В раннесоветском социальном сценарии женщина мужчине уже не любимая и даже не любовница, а в первую очередь товарищ, пролетарий или же боевая подруга.  

Но вопреки подобному революционному пафосу украинских кинематографистов 1920-х годов, они с ужасом констатировали, что советский зритель и дальше остается мелкобуржуазным в своих киношных предпочтениях, ему все равно подавай приключенческий сюжет, любовную интрижку со счастливым финалом.  

И хотя в украинском немом кино так и не появилось ни одной классической мелодрамы, ее осколки можно обнаружить в нескольких любопытных фильмах, снятых в 1927-1928 годах. 

Наиболее легальный способ снять советскую квазимелодраму — перенести действие фильма в прошлое, а лучше за границы советского государства, куда-нибудь на Запад или же на Восток. 

Первую стратегию избирает для себя режиссер экспериментального театра "Березоль" Фауст Лопатинский, экранизируя произведения классика украинской литературы Ивана Нечуя-Левицкого. "Василина" (1928) — история невозможной любви представителей разных классовых сословий. Недолговечная любовь хозяина, месть первого жениха, смерть ребенка — все эти злоключения вынуждена переносить наивная сельская девушка, сыгранная женой режиссера Зинаидой Пигулович. 

Фильм "Тамилла" (1927) о тяжелой женской судьбе ставит в Одессе классик турецкого кино Эртугрул Мухсин-Бей. В Украину он приезжает в 1926 году — снимать единственный советский пеплум на древнеримскую тему "Спартак" (1926), о котором  писали даже Ильф с Петровым.   

Действие "Тамиллы" разворачивается не в Союзе, а в Алжире, тогда еще французской колонии. Страсти кипят нешуточные: отец Тамиллы умудряется несколько раз продать свою дочь разным мужьям, а дальше — все составляющие повышенной эмоциональности: ревность, убийство, тюрьма, суицид. Видимо, поэтому фильм не разрешили показывать в деревне и детям до 16 лет. 

Не менее мелодраматично складывается судьба Киры Киралины, главной героини одноименного фильма. Снял его не турок, но русский, и не в Одессе, а в Ялте. Режиссер фильма Борис Глаголин родился в Саратове, а умер в Голливуде. В Украине же прославился театральными постановками, но засветился и в кино, например скромной ролью Христа в собственном фильме "Снова на земле" (1921). "Кира Киралина" (1927) — экранизация произведения Панаита Истрати, попытавшегося романтично покончить с собой в Ницце сына румынской прачки и греческого контрабандиста. В "Кире Киралине" тоже не обошлось без семейного рабства, несчастных детей, неудачных побегов, отчаянного разврата и жестоких смертей.

И вот все эти несчастные женщины, а вместе с ними и зритель, замирают в ожидании советской власти, которая придет и спасет, освободит и эмансипирует. Об этом, собственно, сюжет первого фильма Киевской кинофабрики "Джальма" (1928), повествующего уже о советских реалиях. Во время гражданской войны чеченская девушка Джальма спасает раненого красноармейца Миколу. После победы большевиков Микола забирает Джальму в идиллическое украинское село. Но все не так радужно: местные нетолерантные "бабы", страдающие острой формой ксенофобии, не дают чужестранке прохода. За сюжетным поворотом притаилось убийство. Но тут все вовремя вспоминают, что мелодрама-то советская, и к разрешению насущного вопроса подключается прогрессивная общественность. Классовый враг повержен — и молодожены начинают жить своей счастливой жизнью в тени колхозных яблонь. 

 

Читайте также: 9 мелодрам на все времена

ПОДІЛИТИСЯ
На сайті доступні аудіозаписи статей, підкасти і рекомендації стилістів в аудіо-форматі. Такі матеріали відмічені відповідним знаком(зліва).