В 2017 году режиссер Дэн Гилрой снял по собственному сценарию фильм “Стрингер“ с Джейком Джилленхолом, в котором критиковал медиа за монетизацию катастроф и несчастных случаев. Спустя 5 лет новая картина постановщика проходится уже по арт-сообществу, которое тоже давно сбилось с праведного пути. Рассказываем, почему стоит обратить внимание на фильм.
О чем картина?
“Бархатная бензопила“ рассказывает о помощнице владелицы арт-галереи Джозефине, которая случайно находит работы ранее неизвестного, умершего художника. Вопреки желанию мастера уничтожить картины, девушка решает их продать, так как они оказываются поистине гениальными. Ее любовник, арт-критик Морф, пишет о них восхищенные обзоры, бывшая руководительница становится партнершей, а все вокруг шокированы (в приятном смысле этого слова) находкой. Но атмосфера веселья и денег продолжается ровно до первой смерти.
Критика, но не высмеивание
В 2017 году "Золотую пальмовую ветвь" Канн забрал “Квадрат“ Рубена Эстлунда. Швед снял занимательную сатиру на современное искусство и все, что вокруг него происходит: хайп, чрезмерный пафос, напыщенность и отрешенность. После выхода “Бархатной бензопилы“ многие критики начали сравнивать ленту Гилроя с работой шведского коллеги, хотя общая у них разве что тема.
Дэн не высмеивает современное искусство — в фильме присутствуют очень интересные инсталляции, а персонажи художников на удивление однозначные в своем нежелании заниматься банальным зарабатыванием денег. Гилрой противопоставляет им арт-дилеров, главной задачей которых является заработать вопреки любым обстоятельствам. Именно на этом и акцентирует режиссер. Да, тут проскакивают шутки о том, что в мастерской художника кучу мусора можно трактовать по-разному. Но они скорее предназначены подчеркнуть невежество людей, которые вроде как должны разбираться в том, что продают.
Совсем не критика критика
Герой Джейка Джилленхола, известный арт-критик, является одним из самых интересных героев “Бархатной бензопилы“. Причина проста — это, вероятно, один из первых примеров в кино, когда персона критика подается не гротескно-комично, а очень реалистично. Складывается впечатление, что Гилрой захотел немного отбелить вечно замаранный образ вечно недовольного всем сноба, который сам не знает, что он хочет.
В персонаже Джилленхола объединяются искреннее желание донести до своего читателя как ценность искусства, так и меркантильный интерес. Многих рецензентов эта двойственность удивила — все же для многих идеальный образ высокодуховного знатока никак не объединяется с деньгами. Но желание заработать только добавляет Морту глубины. Было бы странно, если бы человек, от слова которого зависит цена предмета искусства, не хотел обеспечить себе достойную жизнь.
Веселый слешер
Несмотря на то что в глаза зрителю первым делом бросается арт-оболочка фильма, на самом-то деле “Бархатная бензопила“ является не чем иным, как классическим фильмом ужасов. А точнее слешером, который делает акцент на ярких убийствах. И ему это удается.
Не все смерти в картине являются очень изобретательными, но в общем фильм смотрится куда оригинальнее и ярче, чем привычный молчаливый парень в маске, который большим ножом кромсает всех вокруг. Тем более что мистический элемент в “Бензопиле” только подчеркивает привычную атмосферу загадочности и таинственности искусства.
Читайте также: Зачем смотреть фильм "Рома" Альфонсо Куарона