Борис Гройс — один из тех философов и теоретиков культуры, которых можно смело назвать рок-звездами в искусстве. Сегодня его считают одним из самых цитируемых критиков. Написал больше 20 книг об искусстве.
В рамках Kyiv Art Week он прочитает открытую лекцию о (не)справедливости в искусстве. Хорошая новость — лекция будет проходить онлайн и присоединиться смогут все желающие. Это эксклюзивная возможность послушать лекцию культового философа в реальном времени.
Мы кратко рассказываем, в чем главные идеи Гройса и почему эту лекцию нельзя пропустить.
Как он стал известным и о чем его тексты?
В 80-х он написал свою первую книгу, которая принесла ему мировую известность: «Gesamtkunstwerk Сталин». В ней он сравнил советское государство с эстетическим феноменом, тотальным произведением искусства, главным творцом которого был Сталин. При этом соцреализм, культура сталинской эпохи, по Гройсу оказывается не антитезой, а прямым преемником авангарда. Пока Борис Гройс жил в Москве и преподавал, он принимал активное участие в художественной жизни, особенно событий, которые касались «московского концептуализма». Одним из его ярких представителей был Илья Кабаков, который родился в Днепре. Кстати, сам термин появился благодаря статье Гройса «Московский романтический концептуализм».
Одна из самых известных книг, которая знакома украинскому читателю, — «О новом. Опыт экономики в культуре» (Ad Marginem). В книге Гройс размышляет о том, что художники, литераторы, музыканты и другие культурные деятели «принуждены создавать инновации», иначе они не будут экономически успешны. Но разве может культура существовать только ради материальной выгоды? И почему нужно постоянно что-то создавать, но никогда не размышлять и проблематизировать? Инновация по Гройсу — акт негативного следования культурной традиции, создание произведения искусства вопреки традиционным образцам.
Сейчас это очень обсуждаемая тема: должны ли искусство и культура обязательно быть успешными материально или все-таки их развитие нужно поддерживать из других источников? Важность этого подчеркнул и всемирный локдаун из-за эпидемии коронавируса: заведения культуры закрылись первыми, а после окончания карантина отошли на задний план. При этом власти многих европейских государств выделили финансовую помощь на поддержание культурных инициатив. В книге он также стремится ответить на вопрос: какие произведения искусства нужно создавать сегодня? Конечно, книга не даст ответы на всё, но зато поможет понимать процессы в современной культуре.
Сейчас Гройс известен своими критическими текстами о проблемах современности, развитии культуры в эпоху капитализма и отношении искусства к арт-рынку. Так, например, его книга «В потоке» объясняет, как меняется представление об искусстве в цифровую эпоху и каково влияние интернета на отношения между художниками и зрителями. Гройс считает, что в последнее время «искусство стало производить не объекты, а события (от перформанса до социальных проектов)», а все потому, что художники уже не надеются на музеефикацию. Поэтому даже в своих мастерских открывают ноутбук и показывают свой сайт.
О чем будет лекция и почему она полезна?
Сейчас искусство всё больше переходит в онлайн — аукционы, галереи, продажи через Instagram, фестивали. Это еще больше расшатывает арт-рынок, который и так нестабилен в последнее время. Что сейчас продается и почему? Как происходящее в мире влияет на искусство?
Во время лекции «О справедливости» на Kyiv Art Week Гройс будет говорить именно об этом: почему банан, приклеенный к стене, стоит $ 120 тысяч, а работа, которая создавалась несколько лет, еле дотягивает до нескольких тысяч? На эти и другие вопросы он также отвечает в своем тексте «Истина искусства». Но лучше послушать культового философа вживую.
Чтобы не пропустить лекцию, стоит добавиться на встречу. Кроме того, там же вы можете оставить свои вопросы философу.
Читайте также: 5 лучших фэшн-подкастов для тех, кто хочет разбираться в моде