Вместе с культурным лекторием WiseCow продолжаем рассказывать о женщинах, изменивших мир искусства. В прошлый раз мы поговорили о Софонисбе Ангисcоле – авторе, которая смогла не только стать художницей наравне с мужчинами, но и сделать своеобразную «карьеру» в эпоху Возрождения. Сегодня нашей героиней стала Артемизия Джентилески – первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции, автор работы «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» и единственная караваджистка в истории тех времен.
Девушка с красивым именем Артемизия была старшей дочерью довольно известного тосканского художника Орацио Джентилески. После смерти матери, когда Артемизии было всего 12, отец начинает учить молодую девушку живописи наравне с братьями. Получается настолько хорошо, что уже в 16 лет Артемизия рисует картину «Сусанна и старцы», которую долго считали работой ее отца – настолько мастерски она была выполнена. В какой-то момент Орацио понимает, что уже обучил всему, что знал, и Артемизии стоит работать с перспективой, правил которой он не знал. И поэтому в 1612 году Орацио попросил известного пейзажиста Агостино Тасси, с которым сотрудничал, научить дочку основам перспективы. Но во время учебы Тасси изнасиловал Артемизию, и это отразилось на творчестве и взглядах художницы.
В Риме того времени «позор» изнасилования можно было смыть только браком, и какое-то время Артемизия даже ждала, что Тасси предложит ей замужество, – такой вариант все же выглядел лучше, чем общественное унижение. На это надеялся и отец Артемизии, но брак не состоялся – оказалось, что Агостино Тасси уже был женат, о чем «забыл сообщить». Как потом покажет расследование, «забыл» – потому что сам нанял убийц для своей законной жены и надеялся, они успели исполнить задуманное.
Для дворянского рода подобное событие – позор, поэтому Орацио и Артемизия идут в суд: дело об изнасиловании девственницы «высокого» происхождения не могло не обсуждаться по всему городу и быть настолько громким, что впору сравнивать с нынешним «Вайнштейнгейтом». Во время суда оказалось, что Тасси – тот еще персонаж и подвергалась насилию не только Артемизия, но и сестра жены, невестка и еще невесть кто, а все расследование продолжалось много месяцев. В это время Артемизию неоднократно пытали тисками для пальцев, потому что считалось, будто только человек, говорящий правду, может вытерпеть сильную боль. В итоге всего этого процесса Тасси был признан виновным, пробыл в заключении чуть меньше года, а потом был изгнан из Рима. Артемизию же спешно выдали замуж, и спустя два дня после окончания процесса, они с мужем покинули город.
Переживания художницы хорошо видны в ее наиболее знаменитой работе «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», которая писалась как раз во время этих событий. История о Юдифь – популярный мотив тогдашней живописи, работы на эту тему есть еще у Караваджо, Боттичелли и не только. И тут важен контекст: кто такая Юдифь? Это иудейская героиня из ветхозаветной книги, вдова, которая, по легенде, обезглавила ассирийского полководца Олоферна и спасла свой город. Для этого они со служанкой отправились в лагерь врага, Юдифь соблазнила Олоферна, а когда он напился вина, они вместе убили его. И то, как рисует Артемизия, отличается от привычных изображений. Во-первых, мало кто воспроизводил саму сцену убийства, Юдифь все больше показывали уже победительницей, когда она покидает шатер. Во-вторых, в отличие от аналогичной работы Караваджо, у Артемизии Юдифь и служанка не отстранены – они действительно убивают человека, на лицах у них есть эмоции, кровь льется на подушку не яркими лентами, а с элементами реализма, а сам Олоферн испытывает ужас. Если присмотреться, то видно, что героиня Юдифь внешне похожа и на саму Артемизию.
С художником Пьерантонио Стиаттеси они обустраиваются во Флоренции, где девушка работала под покровительством Козимо II Медичи, дружила с Галилеем и продолжала работать. В Венеции она познакомилась с Ван Дейком и Софонисбой Ангиссолой, постоянно путешествовала, жила и работала то в Риме, то в Неаполе, потом – в Лондоне.
Именно Галилей и уговорил Медичи заказать у Артемизии новый вариант картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», так что не стоит удивляться двум похожим работам. В итоге ее известность как художницы выросла настолько, что в 1616 году она стала первой женщиной-академиком флорентийской Академии живописного искусства.
Среди заказчиков Артемизии – Филипп IV Испанский, Людовик XIII, представители духовенства. Она даже получила заказ на фресковую роспись церкви в городке Поццуоли под Неаполем.
В декабре 2017 года ранее неизвестная картина Артемизии «Автопортрет в образе святой Екатерины» была продана в парижском аукционном доме Drouot за рекордную сумму – € 2 360 600.
В истории мирового искусства Артемизия – это автор, которая была не только талантлива настолько, что вопреки всем социальным и дискриминационным условиям добилась славы и признания. Это женщина, которая смогла громко заявить «мы не хуже» и получить одобрение официально, на уровне Академии искусств. И как мы увидим в следующих историях, женщин-художниц в Академиях будет становиться все больше и больше.
Автор курса: Мариам Найем
Редактор: Александра Малевич