История одного цвета: Синий Ива Кляйна

Искусство
15.03.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
С 1946-го до наших дней
ПОДЕЛИТЬСЯ

К 90-летию со дня рождения Ива Кляйна компания Ressource выпустила краску для стен, вдохновленную его ультрамариновым оттенком. Баночка синей бархатной краски обойдется в $ 100 за литр — немного, если сравнить с $ 22 миллионами, за которые продали монохромное полотно художника в 2008 году. Рассказываем, с чего все началось.

В 1960 году французский абстракционист Ив Кляйн запатентовал личный оттенок синего цвета — International Klein Blue. Для Кляйна синий имел особое значение: по его мнению, все остальные цвета вызывали слишком стойкие ассоциации, в то время как синий напоминал только о море и небе самых абстрактных вещах в мире. Кляйна интересовало бесконечное пространство неба и моря, которое он называл вакуумом.

Работать с синим цветом художник начал в 1946 году тогда ему приснился сон, будто он подписывает обратную сторону неба. На небе появились птицы, и художник разозлился, что они испортили “величайшее его творение”. Кляйн родился в Ницце и каждое лето проводил на Лазурном Берегу у тети, потому не странно, что синий цвет стал центральным в его искусстве. Кроме “синей” природы юга Франции главным источником вдохновения послужили фрески Джотто в капелле Скровеньи в Падуе, которую итальянский мастер разрисовал в 1305 году.

Кляйн стремился сохранить насыщенный оттенок ультрамарина, который исчезал при контакте с закрепителем. Помог ему в этом парижский торговец красками Эдуард Адам, чей магазин все еще открыт на бульваре Эдгар-Кине в районе Монпарнас. Адам предложил художнику использовать синтетическую смолу Rhodopas M60A, разработанную фармацевтической компанией Rhône-Poulenc, и тогда Кляйн получил желаемый эффект.

В 1960 году художник запатентовал формулу под названием International Klein Blue. Сам цвет никогда не был запатентован это противоречило французскому законодательству  но Кляйн зарегистрировал саму технологию создания краски.

Синий период Кляйна начался в 1957 году, когда он открыл выставку в Милане с 11-ю одинаковыми монохромными полотнами размером 78 на 56 см. В буклете к выставке Кляйн написал, что покажет “синий, каков он есть, свободный от любой функциональности”. Позже он привез полотна в Париж, где открыл выставку запуском 1001 воздушного шара синего цвета в небо (тогда проблема загрязнения окружающей среды не стояла так остро, потому люди могли позволить себе подобную роскошь без угрызений совести). За свою короткую карьеру (Кляйн умер в 34 года от сердечного приступа) он создал 194 монохромных синих полотна.

Однако самыми известными работами с использованием синего стали “антропометрии” (названные в честь науки об измерении человеческого тела), создание которых превращалось в перформанс. Кляйн обливал краской обнаженные тела моделей, а потом просил их оставить отпечаток на белом вертикальном холсте. Атмосферу перформанса художник сгущал синими коктейлями для гостей, которые наблюдали за творением искусства под авторскую композицию Кляйна “Монотонная симфония” — она состояла из одного аккорда, повторяющегося на протяжении 10 минут, после которых следовали 10 минут тишины. С 1958 года он создал 180 антропометрий.

Летом 1960 года, после получения патента, художник показал первые “космогонии” полотна, созданные в содействии с природными явлениями. Он привязал синий холст к крыше машины, на которой отправился из Парижа в Кань-сюр-Мер (тот самый город у моря, где жила его тетя). Холст пострадал от дождя, ветра и пыли, и тогда Кляйн считал свою работу законченной.

К концу жизни художник начал создавать скульптуры в синем цвете. Он окрашивал губки в синий пигмент, считая, что они поглощают краску так же, как и человек, смотрящий на глубокий синий,  подобно вакууму.

Наследие художника продолжает вдохновлять людей самым неожиданным образом: британский актер Эдди Рэдмейн, будучи дальтоником, написал дипломную работу о синем Ива Кляйна — он изучал историю искусств в Кембриджском колледже.

Читайте также: Пятна и холст: Кто повлиял на творчество Джексона Поллока

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).