История фестиваля "Червона рута", который положил начало популярной украинской музыке

Матовый глянец
24.09.2021
ТЕКСТ: Елена Побочий
Бум национализма как естественное явление
Спустя 32 года он состоится на том же месте
Восьмидесятые годы прошлого века в СССР были временем перемен. Особенно это чувствовала молодежь, которая все дальше и дальше выходила за рамки "дозволенного" и уже все меньше боялась власти и ее ограничений. Украинцы как будто заново открывали для себя свою культуру и язык, все больше ощущая в себе дух нации. Особенно это было заметно в западных областях, где создавались независимые украиноязычные издания, радиокомпании и музыкальные коллективы.
"Мы решили, что нужно было положить начало специальному фестивалю, одним из условий которого было бы исполнение только украинских песен. Обязательно нужно было дать дорогу музыкальным направлениям, которые не были запрещены, но находились на обочине", — вспоминает Стеценко.
В 1989 году родился новый фестиваль — "Червона рута", названный в честь хита Владимира Ивасюка. По задумке, здесь профессиональные вокалисты и коллективы могли бы исполнять новые произведения как аматоров, так и композиторов со стажем. Как утверждает один из организаторов проекта Кирилл Стеценко, идея создать новый фестиваль с украинской музыкой созревала давно.
"Червона рута — 89" положила начало новой украинской культуре и музыке. Это первое мероприятие в Советском Союзе, на котором звучали украинские песни без ограничений и цензуры. С 24 сентября в Черновцах стартует проект "Квітка надії", посвященный культовому фестивалю. С использованием инструментов дополненной реальности были созданы маршруты под открытым небом, специально для которых Sensorama Lab разработали приложение RUTA.

Экспозиция будет располагаться там же, где и 32 года назад прошла первая "Червона рута", – в черновицком парке "Жовтневый". Все достаточно просто: во время прогулки по парку стоит навести смартфон на архивное фото — и тут же в твоём телефоне оживают истории фестиваля. Такой формат является новым в Украине и не имеет аналогов, как и сама "Червона рута — 1989". Как появилось на свет это событие и чем оно запомнилось — читайте в нашем материале.

На фото Сергій Проскурня та мольфар Михайло Ничай. (с) Фото Петра Рибчука
Гала-концерт фестивалю на стадіоні "Буковина". Зліва ближче до центру Георгій Гонгадзе, говорить до когось позаду.

(с) Фото Петра Рибчука
Гимн украинской идентичности
Преодоление препятствий и организация фестиваля
Инициативная группа начала свою работу в Киеве. Её интеллектуальным ядром стали молодые творческие деятели УССР: Тарас Мельник, Игорь Калиниченко, Иван Малкович, Александр Горностаев и Кирилл Стеценко. Одной из самых сложных задач было убедить партию дать разрешение на такой фестиваль. Стеценко говорит, что ему действительно повезло. Свое согласие на мероприятие первым дал Леонид Кравчук, тогдашний заведующий отделом идеологии ЦК КПУ. Остальные члены партии решили не возражать.
Члени журі першого фестивалю. Серед них - Тарас Петриненко.

(с) Фото Любомира Криси з архіву Чернівецького обласного меморіального музею Володимира Івасюка
Следующим шагом было продумывание концепции фестиваля. По словам организаторов, ориентиром был "Вудсток", но их продукт отличался созданием истинно украинской атмосферы. Первым условием участия в конкурсе было исполнение трех песен на украинском языке. Вторым — участники должны быть со свежим взглядом на музыку и на жизнь, а значит молодыми. При этом немаловажной составляющей было отсутствие плагиата и оригинальность.
Для того чтобы все прошло на высшем уровне, требовались немалые финансовые вливания. Благодаря 22 спонсорам, среди которых были агрофирмы, предприятия по производству и экспорту кино- и музыкального оборудования, была собрана космическая сумма — 280 тысяч карбованцев. Кроме этого, огромный вклад сделала украино-канадская фирма "Кобза", обеспечив качественное звуковое оборудование.
Для проведения фестиваля были выбраны Черновцы. На этом настаивал отец Владимира Ивасюка Михаил. По его словам, мероприятие с новой украинской музыкой должно проводиться там, где она и зародилась. Выбирая подходящие локации в городе, организаторы заручились поддержкой местных журналистов.
Дух независимости
Начало фестиваля было запланировано на 17 сентября. Гости и участники мероприятия столкнулись с проблемой отсутствия жилья — Черновцы были просто переполнены людьми. Будущий конкурс имел невероятный резонанс: для участия прибыли 50 вокально-инструментальных ансамблей, 40 поп-музыкантов, 30 рок-групп и еще почти 50 бардов — всего около 500 исполнителей из Украины и шести других стран, включая США и Канаду. Из этих же стран приехало и множество зрителей.
Фестиваль проходил в парке "Жовтневый", в Летнем театре и на стадионе "Буковина". Сентябрь в Черновцах был холодным и дождливым, но, по словам Кирилла Стеценко, он прибегнул к хитрости и обратился к мольфару Михаилу Нечаю с Ивано-Франковщины. Ходили слухи, что этот карпатский заклинатель был последним в своём поколении. Неизвестно, на самом ли деле Нечай заговорил дождь и тучи, но за все время мероприятия в Черновцах не упало ни капли дождя.
Конкурс проходил в трёх номинациях: поп-музыка, рок-музыка и авторские песни. Концерты начинались около полудня и заканчивались ближе к ночи. Среди тех, кто исполнял роль жюри, – Игорь Калиниченко, Иван Малкович и Кирилл Стеценко. Музыканты же удивляли с каждым разом все больше и вызывали бурные овации и аплодисменты. Тогда украинская сцена обрела такие новые имена, как Вика Врадий, Маричка Бурмака, Андрей Миколайчук, Эдуард Драч, Виктор Морозов, Василий Жданкин, Андрей Панчишин и множество других. О себе заявили группы "ВВ", "Кому вниз", "Братья Гадюкины". Исполнители позволяли себе самые дерзкие песни об Украине и её врагах, за что потом получали выговоры. Но украинцев было не остановить – их переполняли вибрации музыки и дух независимости.
Вход на фестиваль был оцеплен милицией. Она строго препятствовала любым проявлениям национализма. Голубые с желтым флаги при обысках изымались, а вышиванки иногда рвали прямо на гостях. Но это не останавливало молодежь и на каждом выступлении зрители раскрывали запрятанные флаги и вдохновлялись украинским языком, впервые слыша подобные песни столь громко. Организаторы же проявили смекалку и, играя с огнем, продавали майки и значки с неофициальными слоганами фестиваля: "Червона рута проти рутини", "Українці всіх країв, кохайтеся" и "Кроком руш – роком круш". У мероприятия был и свой красно-чёрно-белый флаг, символизирующий три направления: соблазн и поп-музыку, мужественность и рок, а также нежность и украинскую певчую поэзию.
"Вісник" о буднях фестиваля и модные показы
Конечно, такое событие не могло не освещаться на местном радио и телевидении – но с обязательной цензурой. А еще на территории каждый день распространяли специализированную газету – "Червона рута. Вісник фестивалю". Её редактором выступил Мирослав Лазарук – тогда журналист небольшого издания "Молодий буковинець".
"Штата как такового не было. Просто собрали журналистов со всей Украины и сообщили, что будет выходить вот такая газета. Меня представили как редактора, договорились о печати с областной типографией".
Спустя 32 года "Червона рута" возвращается в современной интерпретации в проекте "Квітка Надії". В черновецком парке "Жовтневий" на местах локаций фестиваля расположатся виртуальные карты с AR элементами. Благодаря им гости интерактивной выставки смогут узнать о интересных малоизвестных фактах и событиях того громкого мероприятия. Ключевой частью экспозиции будет локация, где в 1989 году действовала сцена украинской песенной поэзии – кобзарства. Открытие выставки под открытым небом состоится 24 сентября. В этот же день три десятилетия назад завершилось действо, создавшее новую украинскую независимую культуру.
Ключевым моментом фестиваля стало действительно историческое событие – первое публичное исполнение гимна Украины. Бард Василий Жданкин, выигравший Гран-при конкурса, настолько преисполнился чувствами и атмосферой, что неожиданно для всех прямо на сцене начал петь "Ще не вмерла Україна", немного изменив оригинальную мелодию. К нему присоединились еще два певца, а после – все зрители. По словам очевидцев, зрители как один поднялись с мест, исполняя запрещенный гимн.


Несмотря на ограниченные возможности, над изданием трудились не покладая рук. Все шесть номеров газеты были оформлены в разных цветах. Как такового лайнапа каждой из сцен не было, но рассказывались главные события и концерты предыдущего дня. "Вісник" отпечатывали рано утром тиражом от 5 до 10 тысяч штук. Распространяли его в основном студенты за символическую цену 50 копеек.
Кроме музыкальных концертов, в рамках фестиваля проводились и другие мероприятия. Так, на улице Кобылянской действовал "Городок мастеров", в парке проводились вечера современной поэзии и даже показы мод. "Червона рута — 1989" была первым местом, где мода впервые стала символом идентичности и части современной украинской культуры.
Сцена співаної поезії в парку "Жовтневий".

(с) Фото з архіву Чернівецького обласного меморіального музею Володимира Івасюка

В 1989 году "Червона рута" стала местом необычайной энергетики для украинцев, послужив, возможно, одним из толчков к будущей независимости. Кирилл Стеценко заявляет: "Червона рута" была мощной культурной революцией, которая в глазах и ушах присутствующих уничтожила комплекс национальной неполноценности".
Он вспоминает:
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).