История балета "Жизель", который ставят на разных сценах мира вот уже 180 лет

Стиль жизни
04.01.2022
ТЕКСТ: Ольга Федоровская
ПОДЕЛИТЬСЯ
Сюжет был написан за 10 дней
ПОДЕЛИТЬСЯ

 Знаменитый балет «Жизель» в 2021 году отпраздновал свой юбилей – впервые постановка была показана парижской публике в 1841-м, ровно 180 лет назад. А вот написана была пьеса автором всего за десять дней.

Премьера французского балета «Жизель» на сцене театра Ле Пелетье имела огромный успех – парижский Опера́ в течение целого месяца ставил только эту пьесу. В первый год состоялось 26 представлений, а в последующие 18 лет спектакль ставили 150 раз. Париж, Марсель, Лондон, Рим, Вена, Нью-Йорк, Копенгаген, Санкт-Петербург… Столицы мира и артисты с мировым именем рассказывали с театральных подмостков историю о по-настоящему вечной любви. А зрители? Что можно сегодня сказать о людях, живших 100, 150 лет назад в далеких городах и странах, представителях разных сословий, национальностей и взглядов? Что обеспечило пьесе такой успех? 

Парижская опера. Фото: Тим Чонг

«Я знаю точно: невозможное возможно» — так легче всего описать суть сюжета. Балет рассказывает историю красивой молодой крестьянки по имени Жизель. Очарованная речами и ухаживаниями Альбрехта, героиня влюбляется в него. Когда раскрывается правда о том, что у Альбрехта есть невеста, Жизель умирает от горя. Альбрехту же предстоит столкнуться с последствиями своего неосторожного поступка.

Во втором акте балета на сцену выходят виллисы – духи девушек, умерших после того, как их предали возлюбленные. Виллисы мстят обидчикам по ночам, заставляя мужчин танцевать до тех пор, пока те не умирают от изнеможения. Та же участь ожидает и Альбрехта, пришедшего на могилу Жизели: виллисы намерены уничтожить его. Но возникший призрак девушки и ее любовь защищают героя, и Альбрехт остается жив. Спасая любимого от виллис, Жизель также спасает себя от того, чтобы не стать одной из них. 

Фото: Наталья Юданова

В основе произведения Адольфа Адана лежит древняя славянская легенда о виллисах – так называли погибших молодых незамужних девушек, преданных своими возлюбленными. Отныне они вынуждены мстить за себя, по ночам убивая молодых мужчин, увлекая их в свои танцы. Авторы либретто Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Теофиль Готье черпали вдохновение в произведении Генриха Гейне (отрывок о виллисах в De l'Allemagne), а также из стихотворения «Фантомы» в Les Orientales Виктора Гюго.

Адольф Адан

Композитор оперы и балета Адольф Адан сочинил музыку, Жан Коралли и Жюль Перро создали оригинальную хореографию. Роль Жизели предназначалась для Карлотты Гризи как ее дебютная пьеса для парижской публики. Именно она была единственной балериной, которая много лет исполняла ее в Парижской опере. Традиционная хореография, которая дошла до наших дней, восходит к Возрождению, сами же создатели пьесы – представители французского романтизма.

Шарлотта Грисни в роли Жизель

При этом «Жизель» как один из наиболее часто исполняемых классических балетов в мире (и один из самых сложных с точки зрения хореографии) имеет более давние корни. Виллисы – не что иное, как образы, созвучные русалкам и мавкам. Погибшие от неразделенной любви, они прощают и спасают своих возлюбленных – и в «Русалочке» Ганса Христиана Андерсена, и в «Лесной песне» Леси Украинки.

Фото: Наталья Юданова

Фото: Наталья Юданова

Возможно, именно глубокая философия любви как огромной всепрощающей силы обеспечила спектаклю подобный успех, исчисляемый столетиями. Сама же пьеса была написана автором всего за 10 дней.

Фото: Наталья Юданова

В 1903 году роль Жизели в Мариинском театре исполнила Анна Павлова. Попав в Париж, где к тому времени спектакль был частично утрачен, эта версия стала ориентиром для большинства последующих классических постановок пьесы.

Фото: Наталья Юданова

Фото: Наталья Юданова

Результатом успеха балета на российской сцене стало приглашение для Адольфа Адана занять должность придворного композитора в Петербурге. Композитор от предложения отказался, что не помешало дальнейшему успеху его творения.

Важной вехой в истории балета стал ввод спектакля в репертуар «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В 1910 году «Жизель» была показана в Париже, в Пале-Гарнье, в 1911 году – на сцене лондонского Ковент-Гарден. За постановку отвечал Михаил Фокин, за сценографию и костюмы – Александр Бенуа, а главные партии в обеих премьерах исполнили Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский.

Фото: Наталья Юданова

Фото: Наталья Юданова

Фото: Наталья Юданова

К знаковой дате – 180-летию балета, которое отмечают ценители искусства во всем мире, – в Киеве представили обновленную постановку. Екатерина Кухар и Александр Стоянов в главных ролях, летая над сценой Октябрьского дворца, рассказали украинской публике романтичную историю о вечной любви.

Фото: Наталья Юданова

«Балетные костюмы – симбиоз двух глубоких арт-историй. Это эмоция в движении и динамике человеческого тела, донесение идеи произведения и обострение чувств. Безусловно, это и чистое искусство, и в то же время сложный конструктив с точки зрения технологии. Для меня как дизайнера создание оригинальных костюмов стало настоящим вызовом. Уже два столетия мистическая и таинственная «Жизель» волнует хореографов, исполнителей и публику. Мы хотели раскрыть зрителю эту историю в духе нашего времени», – рассказывает дизайнер Мальва Вербицкая. Именно она создала обновленные образы для артистов.

Волшебство балета никогда не оставляло равнодушными знаменитых кутюрье: сцена манила Коко Шанель, Кристиана Диора и многих других художников высокой моды, создававших костюмы для артистов театра. Malva Florea переосмыслили сценические костюмы для постановки «Жизели» – в ателье было создано более 30 костюмов. 300 метров ткани, ручная вышивка, чешское стекло, бисер, кружево и перья страуса… Все мы перерождаемся, надевая новый наряд, и артисты не исключение. Люди искусства понимают это лучше всего. Об этом писал О. Генри в рассказе «Пурпурное платье», на этом с высоты модного олимпа настаивала Диана Вриланд. Возможно, именно новые наряды помогали украинским артистам буквально парить над сценой Октябрьского. Трудно сказать наверняка, ведь эта постановка – симбиоз различных видов искусства. Когда музыка, литература, танец и мода соединяются, происходит настоящее волшебство.

Новогодние праздники – особенное время, когда прошлое, настоящее и будущее соединяются в одной точке. Взрослые, как дети, начинают ждать чуда, а скептики – верить в любовь (даже если в этом не признаются). Мы надеваем красивые платья, говорим друг другу слова любви и загадываем желания. И даже безотчетно следуя традиции, заложенной много столетий назад, своими маленькими действиями делаем мир счастливее. 

Фото: Наталья Юданова

Читайте также: 6 современных балетных постановок, которые не оставят вас равнодушными

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).