Воображение – это то, что в конечном счете отличает нас от наших эволюционных предков. Достаточно одного слова, чтобы родился целый букет представлений и образов. Например, подвески. Дюма или Д’Артаньян в шляпе с перьями? Неважно, что первым всплыло в вашем сознании, главное – вы моментально перенеслись во Францию XVII века. Пышные платья, декольте напоказ, любовные интриги и, конечно, потрясающие ювелирные украшения.
Так, "Три мушкетера" – точный пример того, как ювелирное искусство не только воплотилось в литературе и затем в кинематографе, но и сыграло в нем связующую нить. Сейчас трудно точно определить, почему украшения с XVII по XIX век носили в виде подвесок. Может быть, потому, что на тот момент просто не придумали застежек, а труд портных, каждый раз перешивавших бриллианты и золото на разные платья, ценился недорого. Так или иначе великолепные изделия пришивались сначала на бархат, шелк или другую ткань и лишь затем на одежду. В подвеску можно превратить любое украшение, главное – иметь подходящую фактуру и цвет ткани.
К примеру, на Одесской киностудии в далекие 70-е годы мастера исторически точно могли воссоздавать украшения. В то время как о британском фильме "Анна Каренина" так сказать нельзя. Очевидно, что дама высшего света должна была носить драгоценности, но Лев Толстой не так тщательно заботился их описанием. Читая великое произведение, наше воображение прекрасно справляется с обликом Анны. В фильме же британским киношникам потребовались реальные предметы. Мало того, по словам актрисы Киры Найтли, одна из главных черт характера Анны – ее тщеславие, и символическое обилие дорогих украшений только подчеркивает это. Обратившись к дому Chanel, они получили бесподобные вещи, причем на съемочной площадке использовались исключительно настоящие драгоценности. Бриллиантовое колье Camélia Poudré, в котором Анна появляется на балу и в опере, поистине роскошно.
Однако в середине XIX века не могло быть асимметричности в ювелирных украшениях. Серьги ар-нуво из коллекции Cascade бесподобны, но дизайн с элементами back to the nature (главный лозунг стиля) еще не был в ходу даже в Париже, тем более прекрасные бриллианты современной огранки.
А вот массивная бриллиантовая брошь почти за $2,5 млн., надетая на домашнее платье, даже у режиссера Джо Райта вызвала сомнение своей вызывающей роскошью. Однако Кира, войдя в образ, еще на репетиции воскликнула: "Вот именно поэтому она и надевает эту брошь – потому что она беременна!" Видимо, в данном случае столь яркий affish (большая круглая брошь, которая обычно использовалась как застежка разреза) уже не просто парадное украшение, а символ женственности.
Сериал "Аббатство Даунтон" – шедевр исторического погружения в эпоху. Дамы носят драгоценности трех эпох: Викторианские, Эдвардианские и, конечно, в стиле ар-деко. Все перемешано – новое и унаследованное тремя поколениями. Точно соблюден и светский этикет: только выйдя замуж, сестры Кроули вправе наконец-то надеть тиары. Дизайн каждой из них соответствует характеру, и все они предоставлены Bentley & Skinner, "антикварной лавкой" – поставщиком двора ее величества королевы. Украшения бесконечно элегантной леди Мэри, как бы шикарно они ни выглядели, всегда являются частью общего ансамбля костюма. Недаром они удостоились премии "Эмми". Более скромные, но не менее стильные ювелирные изделия присутствуют в каждом кадре. После выхода первого сезона "Аббатства Даунтон" популярность антикварных украшений снова выросла, появилось направление свадебных украшений как в "Аббатстве".
Однако не попадайтесь на современные подделки! У антикварных и винтажных вещей свой неповторимый шарм, его невозможно воссоздать даже самым искусным мастерам, которые много часов трудились над каждой деталью, застежкой, закрепкой.
Создателям фильма "Завтрак у Тиффани" с непревзойденной Одри Хепберн не нужно было следить ни за актуальностью украшений, ни за соответствием эпохи. Ее роль в истории развития моды огромна. (Кстати, вначале продюсеры пригласили сниматься Мэрилин Монро, но она отказалась.) Это черное скромное платье Givenchy, четыре нитки крупного жемчуга и, конечно, участие ювелирного дома Tiffany. Увидев его впервые, понимаешь, что даже палитра пастельных цветов в кадре склоняется к нежно-бирюзовому, очевидно, фамильному цвету Тиффани. Марка Tiffany до сих пор является символом стиля, и его влияние на современную поп-культуру ничуть не ослабло. Не так давно Ариана Гранде в песне 7 rings в первой же строчке упоминает этот фильм.
Еще одна героиня со спорными жизненными принципами, но с безупречным вкусом – это Шэрон Стоун в культовом фильме Мартина Скорсезе "Казино". Яркий и броский стиль итальянского дома Bvlgari как нельзя лучше подходил к шикарному образу звезды Лас-Вегаса. Легенда гласит, что большую часть ювелирных изделий Шэрон после съемок оставила себе. Можно сказать, что итальянские украшения играли в фильме роль второго плана. Чтобы получить руку возлюбленной, герой Роберта Де Ниро приносит женщине своей мечты на лоточках всю витрину ювелирного магазина Bvlgari. Разложив это богатство на огромной кровати, героиня Стоун выглядит согласной и произносит ключевую фразу: "Как ты думаешь, если я надену все это сразу, это будет перебор?" Шэрон Стоун была номинирована на премию "Оскар", а желтое золото и разноцветные турмалины в браслете и шикарных серьгах-"рыбках" навсегда войдут в историю моды. Блестящий фильм с любой точки зрения.
Однако оставим продакт-плейсмент и обратимся к чистому искусству. "Гранатовый браслет" Александра Куприна – небольшое произведение, вся суть которого держится на недорогом, но очень важном подарке главной героине, молодой и, конечно, безумно красивой княгине Вере Николаевне. Гранатовый браслет подробно описан автором и, даже по его словам, не представляет особой ценности. Между тем это знак безответного и пылкого чувства, на которое был способен лишь бедный юноша романтического XIX века. В 1964 году замечательный режиссер Абрам Роом снял фильм, с тем же названием, в неспешной манере того времени, безупречно соблюдая каждый монолог и каждое движение. Но это один из тех случаев, когда воображение рисует повествование иначе, и кино не передает всей силы произведения.
Детективы – отдельное направление литературы и кино, где драгоценности являются основой сюжета. Только в сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне их несколько: "Берилловая диадема", "Сокровища Агры". Современный кинематограф обращался к этой теме не раз.
"8 подруг Оушена" – блистательный фильм в лучших традициях Голливуда! Дом Cartier сыграл сам себя, предоставив для съемок сногсшибательные украшения и свой Нью-Йоркский бутик на 52-й улице. В центре событий колье, названное в фильме именем Жанны Туссен в честь возлюбленной Луи Картье, легендарной женщины, первого арт- директора французского Дома.
Колье и в самом деле существовало, но изначально оно было мужским. Его сделали в 1931 году для махараджи Наванагара. Общий вес белых и цветных бриллиантов составлял почти 500 карат! По словам Жака Картье, это был самый великолепный каскад цветных бриллиантов на свете. Для фильма Cartier воссоздали его по архивным чертежам, уменьшив общий размер на 15 процентов, дабы украшение подходило фигуре Энн Хэтэуэй. Лучшие парижские мастера трудились над ним восемь недель, чтобы даже на крупных планах колье выглядело так, как подобает произведению High Jewelry. Помимо него, зоркий глаз отметит в кадре множество других украшений Cartier.
Читайте также: Вирджил Абло выпустил коллекцию украшений из ювелирных скрепок