20 января мир кино празднует 100-летие со дня рождения одного из величайших режиссеров XX века. Признаемся в любви к Федерико Феллини и отправляемся в путешествие по Риму – любимому городу гения.
Феллини приехал в Рим в 18 лет после учебы во Флоренции. Талантливый юноша работал художником-карикатуристом, писал тексты для дешевой рекламы, наблюдая за городом – великим и по-человечески переменчивым. В одном из своих интервью, уже будучи известным режиссером, Феллини сказал, что его всегда восхищала в Риме близость с историей, ощущение того, что тысячелетия истории и человеческих жизней находятся так близко. “Только представьте, что вы стоите в пробке возле Колизея!” – по мнению маэстро в этом было некое волшебство, из которого он и черпал вдохновение.
Пункт 1. Колизей
Идти к нему вечером, когда стемнеет, или посетить днем, под лучами ясного римского солнца, – мнения расходятся. Понятно одно: Колизей является обязательным пунктом для туристов, особенно любящих классику европейского кинематографа. Феллини часто использовал его образ. И дело здесь не в красивом декоративном эффекте, а скорее в иронии: человеческие страсти такие одинаковые и сиюминутные, если сравнивать их с историей древнего здания, стены которого помнят гладиаторские бои, нашествие варваров, пришествие христианства, пожары и войны. Колизея во всей его красе больше всего в комедии Феллини “Белый шейх” (1952 г.), а вот как раз видами вечернего амфитеатра можно полюбоваться в фильме “Рим” (1972 г.).
Пункт 2. Фонтан Треви
В одной из статей популярной итальянской газеты La Repubblica было сказано о том, что коммунальные службы Рима только за 2017 год выловили из фонтана Треви монет на сумму более миллиона евро. Это действительно одно из самых туристических мест столицы Италии, где чуть ли не круглосуточно собираются толпы людей. Все ли дело в архитектурной красоте? Отнюдь. Туристов привлекает, во-первых, узнаваемость места, которое часто можно увидеть в фильмах, конечно же, о любви, и легенда о том, что фонтан исполняет желания. Сцена из культового фильма Феллини “Сладкая жизнь”, во время которой главный герой в исполнении Марчелло Мастроянни и Анита Экберг в образе гастролирующей кинозвезды заходят в воды фонтана, не просто эстетически прекрасна, она передает тот тонкий момент, когда мужчина наслаждается красотой женщины, не позволяя себе фривольности, хоть и мог бы…
Пункт 3. Термы Каракаллы
Термы – звучит красивее, чем общественная баня, но функции у них одинаковые. Римский император Каракалла в 2012 году нашей эры решил сделать жителям города подарок в виде огромного комплекса для отдыха. Даже в наши дни развалины терм впечатляют масштабами. Если же углубиться в их историю и предназначение, невольно умиляешься тем, как когда-то давно люди умели проводить свободное время с пользой для души и тела, ведь в термах не только мылись, там общались в окружении прекрасной архитектуры и произведений искусства. Немного загадочный вид эта достопримечательность получила в “Сладкой жизни” Феллини. В развалинах терм снимали богемную вечеринку, одной из прекраснейших сцен которой стал танец великолепной Аниты Экберг.
Пункт 4. Виа Витторио-Венето
Исторический центр города. В 1950-60-х годах эта улица была “тусовочным” центром Рима. Многочисленные кафе, магазины, отели делали ее неумолкающим ульем, в котором гудели человеческие страсти. Феллини любил виа Витторио-Венето. Режиссер почти ничего не придумал, когда показал ее в “Сладкой жизни”. Журналисты, охотящиеся на знаменитостей, светские львицы в шикарных машинах, ночные клубы – все так и было. На одном из зданий улицы висит мемориальная табличка в память о том, что здешние красоты стали декорациями для выдающегося фильма маэстро.
Пункт 5. Пьяцца-дель-Пополо
“Народная площадь” в нынешнем своем виде – относительно молодой памятник истории и архитектуры. Ее разбили в 1818 году, после взятия Рима Наполеоном в 1809 году. Финальный проект воплощал итальянский архитектор Джузеппе Валадье, которому площадь обязана своей эллиптической, а не квадратной формой, как того хотели французы. Понятно, что каждый участок земли в центре Рима имеет куда более богатую историю, чем каких-то там двести лет. Одна из церквей, расположенных на площади, построена на могиле императора Нерона, которого за жестокость ненавидели римляне. Существует легенда, что его призрак время от времени появляется, чтобы проверить, все ли в порядке у наследников великой Римской империи. Феллини со своей супругой Джульеттой Мазиной жил неподалеку, поэтому часто захаживал в близлежащие кафе и ресторанчики понаблюдать за людьми. В фильмах “Рим” и “Сладкая жизнь” это место имеет особое значение, обязательно пересмотрите.
Пункт 6. Фреджене
Если во время поездки выделить Риму мало времени, в какой-то момент его может показаться слишком много. В итальянской столице на каждом шагу – достопримечательности, легенды, памятники, музеи и очень много людей… И так было всегда. Нет ничего удивительного в том, что Феллини захотел тишины и уединения. За ними не пришлось далеко ехать. Каких-то 40-45 км – и ты во Фреджене, курортном городке на берегу Тирренского моря. Именно там, на одном из местных пляжей, была снята финальная сцена “Сладкой жизни”. Море, песок, резвящаяся молодежь и Марчелло, осознающий, что растратил свой талант, да и жизнь вообще, на праздные утехи. В 2006 году виллу Феллини снесли, из-за чего разгорелся страшный скандал. В этом и заключается вся сложность и простота жизни: что-то существует тысячелетиями, что-то стирается с лица Земли за секунды, но, хочется верить, что выше всего остается искусство, особенно то, что было вдохновлено верой в волшебство.
Читайте также: Фильм в 10 кадрах: "Сладкая жизнь" Федерико Феллини