От винила к винилу

Lifestyle
12.06.2018
ТЕКСТ: Сергей Бирюков
Рассказав пару лет назад своей тете о покупке винилового проигрывателя и пачки новых пластинок, я встретил ее безграничное удивление: «Пластинки снова начали выпускать?» Нет, дорогая тетя, не совсем так.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Винил, который последние пару лет якобы снова поселился на полках магазинов и в онлайн-каталогах, никуда не исчезал. Музыкальная индустрия напрасно старалась идти в ногу со временем: перепробовав все возможные виды носителей музыки, ей пришлось признать победу одного из самых старых форматов – пластинки. Казалось, что апогей технического прогресса настал: мы получили массу конкурирующих между собой стриминговых сервисов, а музыка стала доступна как никогда. Однако виниловые пластинки продолжали издаваться – только большинство людей просто об этом забыли. К слову, сейчас в комплекте с винилом идет диск или код на бесплатную загрузку электронной версии альбома. Тем самым еще больше обесцениваются такие форматы и утверждается музыкальный альбом на пластике как оригинальный формат, на котором должна храниться и распространяться музыка.

ИНСТИНКТИВНАЯ СВЯЗЬ

Благодаря постепенному развитию виниловой индустрии мы получили практически идеальный продукт. Изначально пластик, который использовали для пластинок, был не очень качественным – обычно с двух сторон была записана одна и та же композиция – так покупатель мог воспроизводить вторую сторону после ухудшения качества первой. Современный же винил играет долго, качественно, относительно устойчив к механическим повреждениям и недорогой в производстве. Аналоговый звук при переносе на винил не подвергается электронной обработке, из-за чего максимально сохраняет свое качество и реальность. Правда, вот этот самый желанный и качественный продукт постепенно исчез из поля зрения масс. Музыканты продолжали издавать музыку на пластинках как нечто обязательное, но покупали этот продукт единицы – их даже прозвали «аудиофилами». Поэтому когда продажи винила стали расти (началось это с 2006 года), всем показалось, будто он явился «с того света». В 2007-м любители «теплого» звучания приобрели на 37 % пластинок больше, чем в предыдущем году. В 2014-м произошел главный виниловый бум нашего времени – музыкальная индустрия продала 9,2 миллиона пластинок по всему миру. Это и есть отправной точкой «возвращения забытого формата», которое можно наблюдать сплошь и рядом.

Эстетическая составляющая винила равнозначна его технической стороне. Слушать пластинки – это в первую очередь ритуал. Взять любимый альбом
в руки, рассмотреть большую обложку в мельчайших деталях. Бережно поставить пластинку на «вертушку», протереть от пыли. Смотреть, как игла опускается на пластик – и начинает происходить магия. Кстати, ветеран электронной музыки Моби сравнил «теплый» звук виниловой пластинки с инстинктивной связью, существующей между матерью и ее ребенком: «Я бы предположил, что разница между цифровой записью в самом высоком битрейте и аналоговой записью на виниле состоит в том, что в первом случае мы знаем, что между игрой на музыкальном инструменте и ее цифровой записью лежит множество промежуточных шагов. Думаю, когда мы говорим о «теплоте» винила, мы имеем в виду эмоциональную связь. (Между исполнителеми слушателем. – Прим. пер.) Для меня винил – это нечто более аутентичное».

Исполнители, прекратившие выпускать винил, срочно переиздают свои старые альбомы в надежде сорвать куш. Все чаще встречаются примеры второсортной работы – некоторые производители ставят количество в приоритет качеству. Здесь можно вести речь об отсутствии специального «винилового мастеринга» либо частичное оцифрование музыки для упрощенного его нанесения на пластик. Отсюда и родился культ коллекционирования «первопрессов». Прожженные аудиофилы будут с ярым упорством искать раннее издание любимого альбома, вышедшего до «бума». Тогда винил в большинстве случаев был высочайшего качества – он делался ценителями для таких же ценителей. Впрочем, из некоторых сфер музыкальной жизни винил не пропадал и вовсе. Классический диджей всегда играет на пластинках, а электронная музыка на виниле – это вообще отдельный пласт культуры. Одним из коньков тут является лимитированность пластинок: релизы выходят настолько ограниченным тиражом, что продаются по предзаказу.

Существует первичный и вторичный рынок пластинок. Первичный – это запечатанный новый винил, который можно найти в магазинах или заказать на сайте исполнителя. В Европе такой винил снова появился в супермаркетах, хотя большинство столиц и без того изобилует виниловыми магазинами. Все самое интересное происходит как раз на вторичном рынке. Ценовая политика тут тоже специфическая – за потрепанное первое издание могут смело требовать сотни долларов. Забавно, что ошибки при производстве винила добавляют им ценности или как минимум делают эти издания коллекционными. Для оценки подержанных пластинок существует единая система: запечатанная, открытая (но новая), открытая (но проигрывалась пару раз, в идеальном состоянии) и так далее, вплоть до «в очень хорошем состоянии». У каждого состояния есть своя латинская аббревиатура – так что запутаться в этой системе невозможно. Пластинки хуже «очень хорошего» продавать не принято, в противном случае следует точно описать все дефекты. Состояние конверта и состояние пластинки оценивают отдельно.

Самый популярный сервис по продаже подержанных пластинок – конечно, Discogs.com.
По совместительству это крупнейшая база всех выходивших релизов за все время существования музыкальной индустрии. На вооружение этот сервис взяли и крупные лейблы – когда цена за ту или иную пластинку превышает €200-300, воротилы музиндустрии обязательно печатают свежее издание. Тот же Discogs, а точнее – его сайд-проект VinylHub, недавно рассказал, где в мире больше всего виниловых магазинов. США оказались на первом месте – 1482 точки, затем Великобритания (537) и Германия (453). А статистику по городам возглавил Токио со своими 93 магазинами, оставив Берлин (87) и Лондон (79) позади. В Украине насчитали 19 магазинов, девять из которых – в Киеве.

У виниловой культуры даже появился своего рода праздник – это ежегодный Record Store Day (третья суббота апреля). В этот день на физических носителях выходят редкие или вовсе неизданные записи, а в виниловых магазинах по всему миру выступают музыканты. Цель праздника изначально заключалась в привлечении внимания публики
к маленьким независимым магазинам, не выдерживающим конкуренции интернет-пиратства. В дальнейшем праздник вырос в нечто большее,
а пластинки, которые выходят лимитированными тиражами и распространяются среди магазинов – участников Record Store Day, потом втридорога улетают на аукционах.

К вопросу «на чем же слушать винил» можно подходить с разных сторон. Главное – определить цели, для которых вам нужен проигрыватель. Для ежедневного домашнего использования хватит самой простой «вертушки» Audio-Technica (или даже Numark – для начинающих), где уже встроено все необходимое и покупать усилитель отдельно не нужно. Если хочется звучания следующего уровня, стоит приобрести усилитель и «вертушку» отдельно, равно как и хорошую аудиосистему. Диапазон выбора – огромный, в принципе, как и возможность достать нужный проигрыватель в Киеве. Начинается он с неплохих подержанных проигрывателей и заканчивается дорогой профессиональной техникой.

ПЯТЬ САМЫХ ДОРОГИХ В МИРЕ ПЛАСТИНОК

THAT’LL BE THE DAY/ IN SPITE OF ALL THE DANGER THE QUARRYMEN ЦЕНА: $180- 200 ТЫС. ГОД ИЗДАНИЯ: 1958
DOUBLE FANTASY JOHN LENNON ЦЕНА: $150 ТЫС. ГОД ИЗДАНИЯ: 1980
YESTERDAY AND TODAY THE BEATLES ЦЕНА: $45-85 ТЫС. ГОД ИЗДАНИЯ: 1966
THE FREEWHEELIN’ BOB DYLAN BOB DYLAN ЦЕНА: $10-40 ТЫС. ГОД ИЗДАНИЯ: 1963
THE VELVET UNDERGROUND & NICO ЦЕНА: $25 200 ГОД ИЗДАНИЯ: 1966
THAT’LL BE THE DAY/ IN SPITE OF ALL THE DANGER THE QUARRYMEN ЦЕНА: $180- 200 ТЫС. ГОД ИЗДАНИЯ: 1958
DOUBLE FANTASY JOHN LENNON ЦЕНА: $150 ТЫС. ГОД ИЗДАНИЯ: 1980
YESTERDAY AND TODAY THE BEATLES ЦЕНА: $45-85 ТЫС. ГОД ИЗДАНИЯ: 1966
THE FREEWHEELIN’ BOB DYLAN BOB DYLAN ЦЕНА: $10-40 ТЫС. ГОД ИЗДАНИЯ: 1963
THE VELVET UNDERGROUND & NICO ЦЕНА: $25 200 ГОД ИЗДАНИЯ: 1966
01 00
THAT’LL BE THE DAY/ IN SPITE OF ALL THE DANGER THE QUARRYMEN ЦЕНА: $180- 200 ТЫС. ГОД ИЗДАНИЯ: 1958
ПОДЕЛИТЬСЯ

В нашей стране хорошо развиты как первичный, так и вторичный рынки. А с октября 2016 года в Киеве появилось регулярное событие Kyiv Vinyl Music Fair. Это ярмарка, на которую съезжаются продавцы и коллекционеры пластинок из всей Украины. Мало того что заглянув на это мероприятие, можно найти массу интересных изданий, дух, который здесь царит, бесценен. Люди тут буквально «находят друг друга»: заболтаться с незнакомым человеком и выяснить, что вы – ярые поклонники Ника Кейва или Nine Inch Nails, можно только здесь. Поторговаться, помыть свои старые пластинки, найти конверты или специальные щетки для винила – эта ярмарка уже стала одним из центральных событий для киевских коллекционеров. По аналогии с ней базирующийся в арт-центре Closer магазин винила несколько раз устраивал подобное мероприятие чуть меньших масштабов. Там акцент, конечно же, был смещен на электронную музыку.

Один из завсегдатаев ярмарки – Андрей Смирнов, автор украинского музыкального издательства Aby Sho Music. Издание родилось из банального желания Андрея самостоятельно выпускать пластинки. Собственного винилового производства в Украине нет, поэтому такие релизы печатаются на европейских заводах. В рамках Aby Sho Music выходили не только украинские релизы, например – локализованная версия сингла Depeche Mode – Personal Jesus. На обложке украинского издания так и написали: «Персональний Ісус». Релиз даже имел официальную нумерацию, которую присваивали всем релизам этой группы.

Андрей делится с «L’Officiel Hommes Украина» ближайшими планами: «Первое издание на виниле культового альбома «Звуки Му» – «Простые вещи», который до этого издавался лишь на пленках и компактах. Последний на сегодня альбом Dakh Daughters – IF. Сборник лучших вещей из прошлых альбомов Dakha Brakha. Живая запись последнего концерта в Киеве американской культовой группы Psychic TV, который состоялся в клубе Sentrum 3 ноября 2016 года. Это из готового, что уже в печати или вот-вот пойдет в печать. Плюс в работе издания первого альбома группы «Бум- бокс» и двух альбомов группы «Димна Суміш». Кроме того, мы договорились с правообладателями о переиздании на виниле раннего каталога группы «Скрябін», но здесь пока очень много вопросов: начиная с канонической редакции треков и состава альбомов, которые давно изменены многочисленными переизданиями, заканчивая макетами обложек. Мы хотим сделать красивые, правильные издания, а не просто копию компакт- дисков. Работа тут предстоит долгая и кропотливая, и не факт, что у нас получится полностью воплотить задуманное в жизнь, тем более сделать это именно со всеми ранними альбомами».

Главное, что работа издательства пользуется спросом. «Лучше всего продались издания дебютного альбома Onuka. Суммарно было продано 660 копий. Думаю, на сегодня это лучший результат для украинских музыкантов новейшей истории. Плюс раскупили все за довольно короткие сроки: последнее переиздание в количестве 300 штук было про дано в течение недели. Очень тепло приняли издание последнего на сегодняшний день альбома Dakha Brakha: тираж в 300 штук разошелся за три месяца. Но лучше всего продался тираж коллаборации английской группы Six Toes и солиста Depeche Mode Дейва Гаана Low Guns: семидюймовый сингл тира- жом в 250 штук был продан ровно за один час сорок минут», – рассказывает создатель единственного независимого украинского издательства винила.

Не менее интересный проект – документальный фильм «Виниловый город К», который снимается уже больше года. В работе, режиссером которой выступает Алексей Гладушевский, расскажут об истории винила в Украине. Частным примером в работе выступит наша столица. «Мы почти уже отсняли все нужные интервью и локации, застряли только на «диджейском блоке». Дело в том, что нам необходимы интервью с основателями Closer Record Market, но мы никак не можем согласовать с ними время.

 

И еще одного из главных виниломанов города нужно повозить и поснимать в культовых виниловых местах прошлых лет, которых уже и не существует, – рассказывает Алексей. – Казусов вообще было много, но сейчас главная загвоздка для меня – это тот факт, что некоторые места, где мы снимали, уже поменяли локацию (хорошо, что не закрылись), поэтому приходится планировать досъемки».

Продолжительность фильма будет около часа, может, больше. Алексей с иронией вспоминает свой сарказм в сторону российских коллег с их сорокапятиминутным фильмом «Переверни пластинку», который они снимали больше двух лет. «Я думал: что там можно так долго снимать? Теперь очень хорошо понимаю. Поэтому сложно сказать, какой хронометраж выйдет. Вряд ли это будет что-то масштабное: я снимаю за свои деньги, и вся съемочная группа работает за идею, просто такую тему им вряд ли кто-то предложит в ближайшее время. Сейчас нужно искать ресурсы для монтажа и прочее».

В планах – показать фильм в кинотеатрах, на некоторых фестивалях и затем, конечно, опублико- вать в свободном доступе.

Украинские виниломаны уверенно переняли мировой опыт и чувствуют себя достаточно комфортно. У нас полно магазинов, есть люди, которые популяризируют это движение, причем делают это от всей души. А вам осталась самая малость – заскочить на следующую ярмарку, проверить наличие любимого альбома – и, возможно, послушав его «теплое» виниловое звучание, вы тоже пополните ряды местных аудиофилов.

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).