Тбилисская архитектурная биеннале: о проектах участников из Украины

Lifestyle
06.11.2020
ТЕКСТ: Света Либет
С 18 октября по 8 ноября проходит вторая Тбилисская архитектурная биеннале «Что есть между нами общего», в рамках которой представлены проекты участников из Украины. В связи с пандемией коронавируса и сопутствующими карантинными ограничениями организаторы биеннале приняли решение представить проекты от украинских участников, отобранные по результатам опен-кола международным жюри, в трех городах: Ивано-Франковске, Киеве и Днепре.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Первой в Украине выставка в рамках Тбилисской архитектурной биеннале открылась в Ивано-Франковске на заводе «Промприлад», на котором сейчас команда Промприлад.Реновація, при участии местных культурных инициатив и архитектурного бюро FORMA, работает над ревитализацией пространства (к слову, состоящего из 28000 м², на части из которых до сих пор происходят производственные работы); в Киеве — в 13-м павильоне на ВДНХ, в Национальном художественном музее Украины и в заброшенном бювете «Джерело» на улице Богдана Хмельницкого; в Днепре — в Центре для современной культуры. В каждом из городов проекты были реализованы командой MetaLab при поддержке Украинского культурного фонда и Креативной Европы.

«Филиал» Тбилисской биеннале в Украине был организован молодой украинской институцией MetaLab, которая базируется в Ивано-Франковске на «Промпрыладе» и специализируется на проектах, связанных с урбанизмом и современным искусством. Участница от институции уже принимала участие в первом выпуске биеннале в 2018 году: тогда Анна Доброва сдружилась с коллективом биеннале в Тбилиси. MetaLab принимала участие в кураторской группе и в жюри конкурса для биеннале 2020 года и когда стало понятно, что в связи с карантином участники, чьи проекты были отобраны, не смогут приехать в Грузию и реализовать проекты на местах, предложила показать часть в Украине. Так украинские зрители имели возможность увидеть проекты как местных авторов, так и международных, и присоединиться к дискуссиям вокруг работы с архитектурными объектами, публичным и частными пространствами на территории постсоветских стран.

В Киеве архитектурные проекты и исследования были показаны в 13-м павильоне на ВДНХ, кроме одного — проекта The hotel, the sanatorium, the pension & their refugee`s rooms Богданы Косминой и Николая Ридного, посвященного временному жилью переселенцев и показанного сперва как физический объект — комнату без стен — на заднем дворе НХМУ, затем презентованного во впервые за 20 лет «заработавшем» заброшенном бювете «Джерело». 13-й павильон экспоцентра ВДНХ — это бывший павильон угольной промышленности, который сперва, в 1950-х, состоял из макета шахты в натуральную величину (наземную и подземную части), а затем, в 1960-х, по проекту архитектора С. С. Павловского был дополнен зданием павильона, которое существует до сих пор. Здание павильона — это модернистская постройка с большими окнами, которые делают ее похожей на гигантский аквариум со специально оборудованной люстрой, состоящей из прямоугольных пластин для рассеивания света, в центре которой заложен вход в реалистично исполненную реплику угольной шахты. В шахте есть и красные фонари, и туннели, и вагонетка, и специально выделенные на стенах туннеля места для экспозиции.

Networked Homes, Центр пространственных технологий, 13 павильон ВДНХ, 2020 Networked Homes, Центр пространственных технологий, 13 павильон ВДНХ, 2020 Networked Homes, Центр пространственных технологий, 13 павильон ВДНХ, 2020 Networked Homes, Центр пространственных технологий, 13 павильон ВДНХ, 2020

Во времена СССР в шахте проводили выставки, посвященные угледобыче, куда водили с экскурсиями школьников. Сейчас лаконичное модернистское здание 13-го павильона, как и многие другие на территории ВДНХ, лишено фокуса. Площадки построены советами для показа достижений индустрии региона, некоторые из них выполнены с элементами архитектурного стиля разных эпох и культур, но все в холодном, отстраненно-горделивом сером цвете, со вкраплениями золотых вставок, — сегодня отданы под аренду: кафе, баров, велостоянок и других увеселительных аттракций, как, например, Музей науки и зоопарк. Подобное хаотичное коммерческое использование памятника архитектуры соседствует с некоторыми культурными и социально направленными инициативами. Так в 13-м павильоне до недавнего времени базировалась платформа для синтеза искусств Carbon. Павильон был предоставлен дирекцией экспоцентра на безоплатной основе с целью развития места. Далее, с миссией привлечь внимание культурного сообщества к альтернативному центровым площадкам месту MetaLab, решили показать часть Тбилисской архитектурной биеннале в «угольном» павильоне на ВДНХ.

«Что между нами общего» — тема 2-й Тбилисской архитектурной биеннале. В Киеве выставка предлагает варианты того, как сожительствовать в публичном пространстве и что делать в ситуациях потери или невозможности иметь дом, как действовать осознанно на «своей» территории и на общей — ведь наша самость влияет и на нашу общность. Об осознанном взаимодействии с окружающими предметами и своим собственном домом — работа Networked Homes коллектива Центра пространственных технологий (участники: Максим Рохманийко, Анастасия Чаур, Светлана Усиченко, Орест Яремчук, Дарина, Николай Головко). Экспонированная в виде выложенных на полу павильона предметов бытового обихода — старых дверей, переходников, ламп, проводов, цветов, частей санузла и прочего — работа Networked Homes рассказывает об углеродном следе, который оставляет каждый из объектов дома. Сам же коллектив ставит перед собой задачу найти значения этого следа и внести их будущие расчеты в ремонтные и другие работы по дому. 

13 павильона на ВДНХ The hotel, the sanatorium, the pension _ their refugee`s rooms, Богдана Космина и Николай Ридный, 13 павильон ВДНХ, 2020, Understructures, вид экспозиции, 13 павильон ВДНХ, 2020

Коллектив Центра пространственных технологий функционирует как исследовательская платформа, в которой участники работают в сферах архитектуры, дизайна и образования с целью разработать проекты, формирующие городскую жизнь будущего. Работая над ремонтом своего офиса в Киеве, коллектив решил осмыслить те действия и траты, которые типично производятся во время ремонта в городе. Так был осуществлен проект Networked Homes. Как он представлен на биеннале? В виде исследования, реализованного через демонстрацию предметов, сферы и сроков их употребления (например, средняя продолжительность функционирования деревянной двери — 100 лет), а также подсчета углеродного следа, который остается после проведения ремонтных работ (например, отделка штукатуркой). Не всегда мы задумываемся, что происходит с окружающей средой, когда мы пользуемся той или иной вещью, и это также не всегда учитывается компаниями при просчетах того или иного строительства. Например, не все старые окна нужно тут же менять — при определенном качестве отопления это может быть лишней тратой денег и вредным выбросом в атмосферу. Сейчас практика осознанного потребления все больше становится частью ежедневной рутины (сортировка мусора, переиспользование вещей), так же мыслит команда Центра и в подходе к работе с домом как на частном уровне, так и на корпоративном.

Неэкологичность перепроизводства вещей породила идею их повторного использования. Если раньше можно было заметить некую брезгливость в отношении старого («поношенного»), то сейчас мышление, которое требовало все время «нового», постепенно вытесняется «экологичным». Это проявляется во взгляде на окружающие нас предметы: мы замечаем и часто коллекционируем те единичные объекты, которые были смастерены собственноручно. Соседствующая в экспозиции с Networked Homes коллектива Центра пространственных технологий — работа Understructures группы, состоящей из архитектора Дмитрия Михеева, дизайнера интерьеров Анны Рябовой и художника Виктора Глущенко. Группа представила ранее найденные, купленные и сохраненные строительные козлы и другие наскоро сделанные на стройке объекты. Аккуратно выставленные в пространстве, подсвеченные мягким желтым светом, строительные козлы тут же нашли себе место среди «интерьера» павильона: их использовали как стулья и столики во время дискуссий. 

андерстракче #004 _ материал_ деревянный брус, мдф, гвоздь_ размер_ 38x38x46см_ изготовлено_ 2019 рік_ местонахождение_ 13 павильон _ вднх, киев, украина_ статус_ подарок_ стоимость_ 0 грн_ автор(-ка)_ александр дворецький (завхоз) Козлы-жилища, Тарас Каменной, Центр визуальной культуры, Джерело: taras.kamennoy.com Козлы-жилища, Тарас Каменной, Центр визуальной культуры, Джерело: taras.kamennoy.com

На одну из таких дискуссий был приглашен строительный эксперт и руководитель проектов по строительству Виталий Борисенко. Вместе с ним участники группы обсуждали возможность повторного использования козлов и других предметов построенной строителями мебели, ссылаясь на их удобность и простоту, которая может украсить интерьер лучше любого заводского изделия. Такая довольно эстетски выстроенная линия работы Understructures ведет к, во-первых, вопросу сохранения предметов труда и внимательного к ним «присмотрения» (вдруг смастеренная табуретка во время ремонта и дальше пригодится) и, во-вторых, вопросу переработки материалов на местах и тому, как легко и часто эргономично это можно использовать — ведь такие предметы мебели сделаны из тех досок и отбросов, которые остаются после демонтажа перед стройкой или ремонтом. Работа Understructures напомнила проект «Козлы-жилища» Тараса Каменного, в котором он с критической позиции рассматривает строительные козлы как временные дома рабочих, которые они вынуждены сооружать ввиду неорганизованных условий труда. Об этом же говорил и прораб во время биеннальской дискуссии: наличие подобной временной мебели на стройке говорит о шатком финансовом положении заказчика, а использование строительных козлов и вовсе противоречит нормам безопасности. 

Диалог между работами Networked Homes и Understructures произошел ненамеренно. Куратор Анна Доброва вместе с участниками коллективов сами с интересом заметили, как во время презентаций высказали общие для их проектов тезисы: перепроизводство мотивирует к бережному отношению к предметам вокруг и нахождению новых путей для продолжения использования старых, но функционирующих вещей; вопросы обеспечения безопасных условий труда также сопутствуют грамотному расчету последствий после проведения тех или иных строительных работ. Вопрос трудовых отношений между участниками процесса на стройке был в большей мере затронут в работе Understructures, но при этом коснулся проблемы функционирования 13 павильона в целом. После того, как платформа Carbon прекратила свою работу в нем зимой 2019 года, павильон 13 был объявлен новым арендатором владельцем отеля BURSA и компании BURSAtelier Василием Гроголем и архитектором Славой Балбеком как пространства, в котором будет создан новый центр современной культуры. На данный момент такой институции не было создано и сам павильон находится без присмотра.

Тбилисская архитектурная биеннале обнажила проблемы мест, в которых мы живем и работаем, и обратила внимание на многоуровневость окружающих нас пространств, которые мы не замечаем. Тесная работа украинских институций с Тбилисской архитектурной биеннале и презентация части проектов в Ивано-Франковске, Киеве и Днепре дала возможность реализовать свои проекты молодым специалистам и спровоцировать дискуссию в кругу заинтересованных местных сообществ.

 

Читайте также: Художник Сергей Святченко представил совместную коллекцию с датским брендом AN IVY

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).