В честь 60-летия киевского метрополитена L’Officiel Hommes рассказывает истории создания трех его веток. Сегодня речь пойдет о Сырецко-Печерской, самой «молодой» из трех линий. Именно над ее продлением сейчас активно работает «Киевметрострой».
Станции «Мостицкая» и «Проспект Правды» – это новый отрезок ветки длиной 3,7 километра, который соединит жилой массив Виноградарь с Сырцом. За тем, как ведется работа, можно следить благодаря онлайн-дневнику проекта под названием «Метро на Виноградарь». Тут вы найдете свежие фотоотчеты со стройки и подробную хронологию событий: так, по состоянию на 30 ноября 2020 года было смонтировано 377 колец тоннеля, что равно 452 метрам или 36% запланированной длины отрезка. Открытие двух новых станций «зеленого» направления запланировано на конец 2021 года.
История Сырецко-Печерской линии началась в 1989 году, после продолжительного затишья в сфере столичного метростроения: с начала 80-х новые участки к метрополитену не добавляли, лишь на одном из действующих была от- крыта станция «Театральная». «На самом деле объем строительных работ, который выполнили метростроевцы во второй половине 80-х, был не меньшим, чем в предыдущие годы, – рассказывает блогер и главный «специалист» по киевскому метро Олег Тоцкий. – Построен второй переход между «Майданом» и «Крещатиком», открыты второй выход на «Гидропарке», депо «Оболонь» и инженерный корпус метрополитена».
Последнее здание вы, скорее всего, видели не раз, не догадываясь, впрочем, о его предназначении. «Мозг» киевского метро, где принимаются решения в случае нештатных ситуаций, составляется график движения поездов и контролируется работа эскалаторов, расположен над вестибюлем станции «Площадь Льва Толстого».
Пуск первых станций новой линии переносился дважды: с 1986 на 1988 год, а после – на 31 декабря 1989 года. Не в последнюю очередь это было связано с финансовыми проблемами: строительство было затратным, а деньги трещавшая на тот момент по швам УССР выделяла неохотно. В канун нового года наконец-то заработали три станции новой трассы: «Золотые ворота», «Дворец спорта» и «Мечникова» (ныне «Кловская»). По легенде, из-за слабого пассажиропотока до открытия следующих станций этот отрезок в шутку называли детской железной дорогой.
Впрочем, в плане художественного оформления станции вышли как нельзя более «взрослыми» и значительными. «Золотые ворота» заслуженно считаются одной из самых красивых станций метрополитена. Про историю создания их мозаик, люстр и панно можно снять остросюжетный фильм.
Конкурс проектов станции выиграл московский Метрогипротранс, планировавший воплотить ничем не примечательный дизайн. На этапе начала отделочных работ станцию проинспектировал главный архитектор Киева Николай Жариков, известный среди коллег своим решительным и импульсивным характером. Ему утвержденный проект категорически не понравился, и Жариков поручил в кратчайшие сроки заново разработать концепцию оформления «Золотых ворот» семье Жежериных. Вот как описывает в интервью события тех дней Жежерин-сын, Вадим Борисович:
«В один прекрасный день раздался звонок от Николая Жарикова: «Вадим, зайди ко мне в Главархитектуру, я хочу тебе что-то показать». Пришел к нему, а он, развернув ко мне доску, на которой была нарисована перспектива станции, спросил: «Что это такое?» Говорю: «Похоже на станцию метро». Он продолжает: «Верно, а что за станция?» – «Серово-Радужная», – отвечаю ему, мол, она вся какая-то серая в непонятных радужных разводах. «Вот и я так думаю, – говорит Жариков, – а на самом деле это «Золотые ворота». И продолжает: «Я распорядился остановить все работы и говорил с Лаврухиным (тогдашний первый заместитель киевского мэра. – Прим. Олега Тоцкого) о том, что нужно срочно подать другое предложение по этой станции.
Ты делал «Льва Толстого» и уже в курсе что и как, поэтому бери своего отца – он как раз закончил Оперу, и ему нечем заняться, – вы вдвоем сядьте и быстро нарисуйте, как это должно быть».
А у меня и без этого было полно своей работы, и, кроме того, через неделю я собирался уйти в отпуск. «Вот ты за эту неделю все сделай и потом иди куда хочешь, – не унимался Жариков, – ты же киевлянин в четвертом поколении?»
Несмотря на то что в озвученные сроки выполнить задачу было невозможно, Жежерины вынуждены были взяться за проект – от предложений главного архитектора города не отказываются.
До этого отец (Борис Петрович Жежерин, известный такими столичными проектами, как Администрация Президента на Банковой, главный павильон ВДНХ, реконструкция Национальной оперы) и сын (ранее занимавшийся оформлением станции «Площадь Льва Толстого» и реконструкцией самой площади) ни разу не работали вместе. Результат усилий этого тандема превзошел все ожидания, хотя из-за нехватки времени реализовать удалось не все задуманное. К примеру, все мозаичные участки желтого цвета на стенах станции изначально должны были быть золотыми.
Массивные своды, тяжелые металлические люстры и мозаики – очертаниями «Золотые ворота» напоминают культовые сооружения времен Киевской Руси. Колонны облицованы белым мрамором, пол выложен из плит серого гранита. Внутри арок размещено 38 двойных мозаик, изображающих древнерусские храмы и исторических деятелей того периода.
«Ни одна из мозаик на станции не повторяется, – уточняет Тоцкий. – Даже похожие на первый взгляд рисунки имеют отличия в деталях. Под сводом центрального зала подвешены двухуровневые бронзовые люстры. Их композицию, скорее всего, позаимствовали у паникадил Владимирского собора, изготовленных по эскизу профессора Адриана Прахова».