Конец 90-х, 16-летняя Дангуоле Расалайте из Литвы попадает в сексуальное рабство в Швеции — и заканчивается это все весьма грустно. В школе она нарушала дисциплину, хорошо училась, а потом начала вести «распутный» по меркам того времени образ жизни. Все это время она вела дневник, по запискам которого шведский режиссер Лукас Мудиссон снял в 2000 году фильм. Он показал в «Лиле навсегда» серые будни бывшей республики СССР, проституцию в Швеции, настоящую дружбу и любовь ко всему заграничному, в том числе к моде.
Роль главной героини сыграла Оксана Акиньшина, которую уже на тот момент все знали по фильму Сергея Бодрова «Сестры». По словам режиссера, он представлял главную героиню не такой, но Акиньшина оказалась даже лучше. По тому, как одевалась как главная героиня Лиля, так и герои второго плана, можно писать энциклопедию моды 90-х в бывших республиках СССР. Спортивные костюмы, к примеру, тогда были так популярны, что их носили как на дискотеку, так и на работу. В фильме Лиля предпочитала надевать верхнюю часть костюма — олимпийку, их за фильм она сменила много, надевая к ним джинсы и водолазки. Также герои носили болоньевые куртки, мини-юбки, свитера с орнаментом и платья с цветочными принтами. Параллельно советской эстетике в фильме показывается, как герои ценили дефицитные вещи. На этом в ленте даже был сделан акцент, когда герой по имени Володя воскликнул: «Вау! Это Nike? Настоящие?».
Во второй половине фильма Лиля едет в Швецию за любовью, а оказывается в ловушке жесткого мира проституции. В такой ситуации с ней, конечно же, произошли метаморфозы: похожая на мальчика девочка-подросток надевает блестящие платья, топики с мини-юбками, к ним чулки и становится на каблуки. К этому она «усовершенствовала» свой бьюти-образ розовыми или голубыми тенями, блеском для губ и карандашом для бровей. Ее подруги по цеху одевались почти так же, добавляя к этому аксессуары в виде массивных серег-колец. В холодную погоду такие луки дополнялись болоньевыми куртками оверсайз.
Сегодня, спустя уже почти тридцать лет, на подиумы возвращается мода 90-х и 2000-х, и луки, которые казались нам очень советскими, завоевывают мир моды. И понятно, когда мы видим это у Vetements, где стилистом является россиянка Лотта Волкова, а дизайнером — грузин Демна Гвасалия. Но и испанский Loewe, и французский Chloé тоже прониклись советской эстетикой и создали олимпийки, подобные тем, которые носили наши дедушки. Но это не первый такой прецедент, Céline и Louis Vuitton уже однажды сделали вещи, вызывающие у нас ассоциации с грустным прошлым.