Экологичность и винтаж: Как меняется рынок люксового ресейла

Тренды
30.06.2021
ТЕКСТ: Мария Моховая
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новое – удачно купленное старое
ПОДЕЛИТЬСЯ

Рынок перепродажи товаров роскоши впечатляет темпами роста – к 2023 году прогнозируется, что его объем составит $51 млрд. Отбрасывая первичный скепсис к понятию «секонд-хенд», даже ведущие мировые дома моды намереваются отхватить себе приличный кусок этого пирога. Рассказываем, как обстоят дела в сфере ресейла в 2021 году и что появилось новенького на рынке «старенького».

Что было

Глобальный финансо­вый кризис, стартовав­ший в 2008 году, повлиял на индустрию моды сразу на нескольких уровнях. Первый и наиболее очевидный – падение объемов продаж товаров роскоши и капитали­зация рынка почти на 10%. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что эти потери были наверстаны очень быстро. Второй уро­вень – снижение «громкости» модной эстетики и переход от китчевых нулевых к более сдержанным и практичным ранним 2010-м. И третий – появление качественно нового подхода к товарам роскоши, бывшим в употре­блении. Погоня за винтажем еще в 90-х была любимым спортом для знатоков моды, но в конце 2000-х зародилась новая тенденция – попу­лярность вещей, которым до статуса винтажных еще далеко, ведь к ним традици­онно причисляют изделия, созданные не менее 30 лет назад. В 2009 году запусти­лась платформа для перепро­дажи люксовых аксессуаров и одежды Vestiaire Collective, в 2011-м – The RealReal. Поначалу они больше напо­минали полузакрытые клубы безумных энтузиастов, в то время как костяк индустрии смотрел на них скептиче­ски. Chanel, к примеру, в 2018 году даже подали в суд на The RealReal, обви­няя сайт в продаже подделок, и судебные разбирательства все еще длятся. Однако чем дальше – тем больше клуб энтузиастов, особенно на фоне возвращения стиля 90-х и нулевых на подиумы и пере­издания культовых моделей сумок. Оригинальные вер­сии Jackie от Gucci и Saddle от Christian Dior стали для поклонников брендов более доступной альтернативой новым моделям. Рынок пере­продажи рос стремительными темпами, недоверие к ресел­лерам снижалось, а погоня за вещами из последней коллек­ции Фиби Файло для Celine или Рафа Симонса для Calvin Klein стали новой модной забавой.

Что есть

Сегодня новости о запуске новых платформ по ресейлу уже мало кого удивляют. Помимо очевидных лиде­ров рынка, постепенно обретающих статус гигантов, запускаются их локальные версии. Принцип, как пра­вило, един: они выступают в качестве платформы, на которой частные лица могут размещать вещи на продажу. Некоторые платформы занимаются верификацией их подлинно­сти, берут на себя логистику, но далеко не все. Отношение крупных люксовых брендов к таким платформам понем­ногу теплеет – в 2020 году Gucci запустили партнерство с The RealReal, подхватывая эстафету коллег из Burberry и Stella McCartney, а Alexander McQueen сотрудничают с Vestiaire Collective. Многие дома осознали, что бывшие в употреблении вещи с точки зрения маркетинга – хороший пункт вхождения для новой аудитории в дополнение к таким категориям, как косме­тика и аксессуары. Пандемия, которая длится уже больше года, лишь ускорила рост рынка перепродажи. Жажда шопинга, особенно в усло­виях изоляции, и нехватка серотонина, который выде­ляется при покупках, никуда не делась, и поиск вещей любимых брендов по доступ­ным ценам – отличный спо­соб убить время, сидя дома. Вместе с тем все больше брендов пытаются заполучить этот лакомый новый кусок рынка напрямую, в связи с чем бурно развивается соответствующая инфраструк­тура. В 2018 году Стефани Креспин, уже более 10 лет работающая в сегменте пере­продажи товаров роскоши, запустила стартап Reflaunt, который в одном лишь послед­нем раунде инвестиций под­нял $2,7 млн. Среди клиентов компании – COS и Balenciaga. Reflaunt работает с брен­дами напрямую, помогая тем создать платформу для пере­продажи. К примеру, когда клиент люксового бренда хочет продать свою сумку, он размещает ее фото на плат­форме этого же бренда, и бла­годаря автоматизированной технологии такая позиция появляется на сайтах десят­ков маркетплейсов по всему миру, с которыми сотрудни­чает Reflaunt. Когда сумку кто-то покупает – Reflaunt и маркетплейс получают комис­сию, а клиент может получить либо деньги, либо кредит на покупки на сайте бренда. В случае с кредитом к нему добавляется 20% от суммы – таким образом клиентов стимулируют покупать новые вещи бренда. Число и разно­образие инфраструктурных решений на рынке перепро­дажи активно растет: помимо Reflaunt существуют также Trove и Archive, которые пред­лагают похожие варианты решений для брендов.

Что будет

За рынком перепродажи люксовых товаров многие видят будущее еще и с точки зрения устойчивого разви­тия и перехода на более экологичные паттерны потребления. По подсче­там компании WRAP, вещь, которую носят хотя бы на 9 месяцев дольше, имеет углеродный след на 20–30% меньше. Продукция люксо­вых брендов изначально рассчитана на длительный срок использования, что уже делает ее более экологичной, чем масс-маркет, а с учетом перепродажи – еще более того. При этом стоит пони­мать, что на рынке пере­продажи есть два основных типа участников: продавцы зачастую хотят избавиться от старых вещей, чтобы потра­тить эти деньги на новые (по данным исследования Boston Consulting Group, этой мотивацией руководствуются более 30% продавцов), в то время как экологичные соображения более харак­терны для покупателей. Аналитики опасаются, что перепродажа как таковая не приводит к более осознан­ному потреблению, а лишь стимулирует новые необду­манные покупки, и в таком случае о нивелировании углеродного следа не может быть и речи. Однако их опасения легко разбива­ются о тот факт, что люкс по всем параметрам более экологичен, чем масс-маркет. И если за одну и ту же сумму можно приобрести б/у платье люксового бренда, что было сшито в достойных условиях труда и с использованием качественных материалов и которое прослужит не один год, или же новое платье масс-маркет бренда, каче­ство которого зачастую не предусматривает длительную службу, а условия производ­ства далеко не всегда соот­ветствуют нормам, – выбор становится очевидным. Помимо этого, по данным исследования BCG и Vestiaire Collective, 62% вещей на платформе абсолютно новые или едва ношеные, что делает их еще более привлекательными. С ростом количества платформ и раз­витием инфраструктуры перепродажа становится все более значимой частью инду­стрии люкса, и, как это было с онлайн-магазинами 20 лет назад, на которые люксовые бренды смотрели с большим скепсисом, выиграют те, кто воспользуется этой возмож­ностью раньше конкурентов.

Читайте также: Рынок секонд-хенд-вещей будет вдвое больше масс-маркета к 2030 году

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).