Триумф "Энни Холл" и глубокое погружение в образы персонажей: дизайнеры, одевавшие киногероев 1970-х

Тренды
21.03.2018
ПОДЕЛИТЬСЯ
Ссоры с Ральфом Лореном и куртки из мусорного бака
ПОДЕЛИТЬСЯ

Дизайнеры костюмов всегда были важной частью не только кинопроизводства, но и модной индустрии – на протяжении истории Голливуда наряды персонажей вдохновляли подиумных дизайнеров и простых модниц. А уж влияние костюмеров на карьеру самих актрис нельзя недооценивать – попав в руки к «правильному» человеку, серая мышка могла превратиться в звезду мирового масштаба буквально за пару дней.

Неудивительно, что при таком положении дел почти вплоть до начала семидесятых костюмы киногероев нередко были чудовищно нереалистичными. Их главной целью было подчеркивание фигуры актрисы или «омоложение» ее образа. Часто от этого страдала историческая достоверность лент – старлетки порой отказывались надевать наряды эпохи, которую изображали, потому что они могли не соответствовать современной моде. Проблема была не только в капризных звездах, владельцы киностудий тоже с опаской относились к экспериментам с одеждой. После того как в 1929 году пришлось переснимать половину ленты из-за внезапно вышедших из моды коротких юбок, продюсеры начали настаивать на том, чтобы одежда в фильмах выглядела гламурно вне зависимости от трендов.

Но времена менялись, и во главе нового движения костюмеров была дизайнер Энн Рот. В отличие от многих коллег, Рот не ставила себе цель сделать так, чтобы звезды фильма выглядели звездами. Энн хотела одевать своих актеров так, чтобы они действительно вписывались в роль и выглядели естественно. Когда дизайнер придумывала костюм для героя Дастина Хоффмана в фильме «Полуночный ковбой», она случайно заметила, как парень на улице выбросил свою куртку в мусорный бак. Рот достала куртку из мусорника, почистила ее, и потертый предмет одежды стал фирменным элементом костюма главного героя.

Одеть всемирно известного актера в лохмотья было немыслимо по стандартам старого Голливуда, а теперь это стало очередной частью рабочего дня. А все дело в том, что молодые дизайнеры не отталкивались от мысли о самой звезде – для них важнее был образ героя, который нужно было как можно ярче раскрыть. Рот, без преувеличения, изобрела новый подход к дизайну костюмов: она до мелочей расспрашивала актеров об их персонажах, продумывала каждую деталь их наряда вплоть до белья и носков.

Пожалуй, самым неожиданным модным хитом десятилетия стала лента Вуди Аллена «Энни Холл». Влияние героини Дайан Китон невозможно переоценить: благодаря ей произошел настоящий бум на мужские галстуки, рубашки свободного кроя и прочую андрогинную одежду. Удивительно то, что для создания этого культового образа почти не понадобилось усилий со стороны костюмера – большинство предметов одежды героини и так принадлежали самой Китон. То, чего не было у самой актрисы, прислал тогда еще молодой и многообещающий дизайнер Ральф Лорен (к раздражению костюмера, не желавшей посторонней помощи). Среди его творений, засветившихся в фильме, и знаменитый галстук в клеточку.

На этом отношения Лорена с миром кино не закончились – спустя несколько лет модельер создал ряд мужских образов для ленты «Великий Гэтсби». Работа Ральфа Лорена над костюмами к картине – источник бесконечных споров и догадок и до сих пор окружена полумраком сплетен. Известно, что официальный костюмер ленты Тэони В. Элдридж всячески отрицала помощь со стороны Лорена и заявляла, что дизайнер лишь производил одежду по ее эскизам. Показательно, что, получив за этот фильм «Оскар» за лучшие костюмы, Элдридж ни разу не упомянула о дизайнере в своей речи. Более того – незадолго до выхода фильма на большой экран костюмер позвонила в киностудию и потребовала, чтобы имя Ральфа Лорена немедленно убрали из титров. Возможно, дело в том, что костюмы готовились в последний момент и Элдридж проделала титанические усилия, создавая сотни образов за считаные недели. Пресса же, вместо того чтобы оценить работу костюмера, набросилась на имя известного дизайнера и больше писала о нем, чем о самой Элдридж.

1970-е – период, когда художники по костюмам переосмыслили функцию одежды, а заодно – собственную роль в кинопроизводстве. Если раньше одежда скорее украшала картину, то начиная с этого десятилетия она стала полноценной частью общей истории.

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).