Образ и стиль киногероя: Фильм Майкла Пауэлла "Красные башмачки"

Тренды
09.04.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
Экспрессионизм и новаторство
ПОДЕЛИТЬСЯ

На лондонской Неделе моды дизайнер Симон Роша представила осенне-зимнюю коллекцию, которая содержала визуальные отсылки к фильмам режиссера Майкла Пауэлла "Любопытный Том" и "Красные башмачки". Последняя картина является признанным шедевром среди фильмов, созданных по технологии techicolor, а также одним из самых значимых произведений в британском кинематографе. Балет, поставленный специально для фильма, был назван лучшей постановкой в кино за всю историю, а актриса и балерина Мойра Ширер, сыгравшая главную роль, стала звездой мирового масштаба. Просмотр удивительно красивой коллекции Simone Rocha вдохновил нас рассмотреть сцены и костюмы в фильме.

Снятый Пауэллом и Эмериком Прессбургером киношедевр является экранизацией одноименной сказки Ганса Кристиана Андерсена — в ней юная девушка становится владелицей чудесных красных туфелек, которые способны без устали танцевать, надевает их и кружится в танце бесконечно, отчего в итоге погибает. Сюжет фильма метафорически созвучен с произведением, однако действие происходит в балетной труппе, а основные драматические события сплетают судьбы нескольких героев, обнажая перед зрителем целую гамму человеческих чувств: от амбиций и любви до невыносимой боли и трагического деспотизма.

Костюмы для героини Ширер, Виктории Пейдж, создавал легендарный французский кутюрье Жак Фат, который также является автором свадебного платья Риты Хейворт, выходившей замуж за принца Али Хана. Настоящая балерина, с фарфоровой кожей и огненно-рыжими волосами, Мойра Ширер оказалась идеальной исполнительницей роли Вики Пейдж — аристократки и примы-балерины в труппе одержимого искусством деспота Бориса Лермонтова.

Фат подчинил гардероб героини не только фактическим бытовым сценам, но и драматическим линиям в каждой из них. Так, в начале фильма, когда Лермонтов встречает Вики, пока еще не балерину его труппы, на званом вечере, на ней минималистичное, утонченное черное платье с деликатным шитым кружевом на лифе — ее образ не перегружен аксессуарами или украшениями, а доведен до абсолюта сдержанного аристократического шика. Когда героиня попадает в труппу, на репетициях её черное боди, опоясанное молочным шелком, подвязанные под грудью рубашки с коротким рукавом и мини-шорты с завышенной линией талии выглядят совсем как из класса по аэробике 80-х, однако внешний вид Вики не становится агрессивно сексуальным, а скорее еще более хрупким и тонким.

Кротость и артистический надрыв в костюмах Виктории для постановок "Лебединое озеро" и "Красные башмачки" модельер выразил в сдержанных и фактурных балетных платьях длины миди, на тонких бретелях и головных уборах — белоснежных вуалях, крепящихся ажурными диадемами. Для самих "башмачков" волосы Мойры Ширер украсили небесно-голубой лентой, что сделало ее образ по-настоящему сказочным и даже немного кукольным. А вот для второго акта балета, в котором несчастная героиня, изможденная от демонического танца башмачков, роль которых играли кроваво-алые атласные пуанты, выглядит действительно пугающе и при этом пронзительно утонченно в загрязненном, оборванном и полуистлевшем платье - для такого эффекта юбку выполняли из лоскутов пепельно-серого тюля и шифона.

Для артистов балета, исполнявших роли персонажей из инфернальной толпы, кружащей умирающую героиню, художник по костюмам Хайн Хекрот создал образы, ставшие шедеврально модернистскими для балета в годы съемок: черные пуанты, пачки в виде жестких викторианских юбок с рюшами, мрачные версии немецких национальных костюмов и мужские костюмы по моде 40-х, в которых актеры напоминали зловещих гангстеров в шляпах с шелковыми лентами на тульях.

Танцуя в труппе Лермонтова, Вики влюбляется в молодого композитора Джулиана Крастера, чей талант помог ему стать дирижером в оркестре, и это нарушает все планы Бориса относительно Пейдж: он грезил идеей сделать из Вики величайшую балерину всех времен, для чего она, по его мнению, обязана была отказаться от личной жизни, любых романтических переживаний и всю себя отдать сцене. Импресарио-тиран давит всеми способами на Пейдж, чтобы та не вздумала  впадать в прелесть от дружбы с Крастером, однако любовь захватывает молодых людей и положение Вики становится фатальным. Приняв предложение Лермонтова исполнить главную роль в "Красных башмачках", мисс Пейдж вовлекает себя в настоящий экзистенциальный кошмар. Находясь между двумя доминирующими мужчинами — Лермонтовым и Крастером, который на поверку также оказался довольно эгоистичным, героиня все стремительнее теряет свойственную ей до этого стойкость, ее рассудок туманится, а сердце разрывается.

В сцене разговора с Лермонтовым, который после ссоры с влюбленным в Вики Джулианом решил уехать гастролировать с труппой без нее, Мойра Ширер появляется на перроне вокзала в наряде, заметно отличающемся от других: в черных брюках и простом джемпере. Такое стилистическое решение сделало образ героини совсем хрупким, по-детски беззащитным и трогательным, резким контрастом которому стал наряд уже повзрослевшей и опечаленной неудачными отношениями Виктории, когда она вернулась в труппу, спустя год жизни с Крастером. Во втором случае на мисс Пейдж был элегантный силуэтный костюм изумрудного оттенка и экстравагантная шляпа.

В сотрудничестве с Хайном Хекротом Жак Фат создал удивительно тонкие и изысканные образы для Мойры Ширер, призванные подчеркнуть ее аристократичную фактуру, нежный, почти эфемерный облик балерины и природную красоту. Наряды Вики выдержаны в пастельной и черно-белой гамме, оттенках лазури, грозового неба, цветочных стебельков или ягод — выдержанный и благородный контраст с кожей и волосами актрисы. На Вики почти нет украшений, она не носит вычурные сумки или каблуки, что сообщает зрителю о юности, кротком, но серьёзном нраве героини , однако фигура ее и взгляд всегда полны достоинства, глубокой человеческой сердечности и страсти.

Отношения с Джулианом оказались непосильными для Вики, амбициозный и эгоистичный композитор грезил собственной карьерой и слышать не желал о танцах своей возлюбленной. Спустя время Лермонтов выразил расположение к своей приме, махнув рукой на обиды прошлого, и решил установить перемирие. Однако его одолело желание добиться своей цели, схватить птицу, снова влетевшую в клетку, и во что бы то ни стало превратить Вики в лучшее свое творение. Не в силах сопротивляться амбициям, соблазнительным мечтам о сцене и уговорам Лермонтова, Вики принимает приглашение снова станцевать в "Красных башмачках". Однако перед спектаклем в гримерную девушки заходит Джулиан, и в страшном, напряженном споре, оба мужчины доводят балерину до отчаянья, но Лермонтову все же удается склонить ее к выступлению в спектакле — и разочарованный Крастер покидает театр.

В этот момент алые пуанты на кукольных ногах Вики обретают страшную мистическую силу и уносят ее на улицу, через дороги, летние кафе и крыши домов... прямо к гибели — Виктория срывается с высоты и падает на рельсы под стремительно движущийся состав. Изящный балетный наряд, белоснежные ноги и красные пуанты теперь по-настоящему в крови, а балет проходит без примы — артисты доводят спектакль до конца, танцуя с незримым призраком Виктории, посвящая ей пронзительный акт искусства, свои любовь и талант.

Читайте также: 7 фильмов, которыми вдохновлялись дизайнеры в сезоне весна-лето – 2019

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).