Викторианские хиппи: Как искусство прерафаэлитов повлияло на моду

Тренди
18.03.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
...женщины без кринолинов, с развевающимися волосами
ПОДЕЛИТЬСЯ

В 1848 году в Англии было основано "Братство прерафаэлитов" — артистическое объединение художников и поэтов, решившихся пойти против установленных академических правил, царивших в сфере изящных искусств. Семь молодых бунтарей, собственно студентов Королевской академии художеств, среди которых были Данте Габриель Россетти, Джон Эверетт Милле, Уильям Моррис и Уильям Холман Хант, отважились бросить вызов не только мещанской напыщенности, мрачному академизму и усредненности в живописи, но и застойным, чопорным правилам викторианского общества, а вместе с тем и бурной индустриализации. К братству присоединились Эдвард Берн-Джонс и Форд Мэдокс Браун. Художники братства устремлялись к романтическим идеалам Средневековья, которых, по их мнению, так не хватало современному обществу: возвышенной простоте, духовности и природности, присущей искусству Раннего Возрождения. Определение "прерафаэлит" означало, что художник — представитель данной идеологии ориентировался в своём творчестве на период в живописи до Рафаэля, когда искусство еще подпитывали высокие идеалы, ведь самого Рафаэля в некоторой степени принято считать основателем академизма. Вдохновляясь шедеврами Фра Анджелико, Джотто и Боттичелли, члены братства противопоставляли тёмным и мутноватым работам мэтров классической живописи насыщенные, яркие и детализированные картины, которые вызывали у зрителя целую гамму чувств. "Люди привыкли видеть в портрете тусклый свет студии художника, а не сияние солнца в полях", — слова критика Джона Раскина, оправдывающие непривычность работ прерафаэлитов.

В академическом же обществе замысел художников был принят не сразу. Порицаемые большинством за фривольность и несоответствие привычным художественным канонам, члены братства поначалу оставались малоизвестной группой "нарушителей", не имевшей масштабного влияния на искусство, вопреки их амбициям. Братство издавало журнал The Germ ("Росток"), в котором Милле и Россетти открыто заявляли, что не согласны с отвлеченно приукрашенными изображениями людей и природы, неправдоподобностью и условностью официально "правильных" исторических и религиозных событий. Так, прерафаэлиты первыми начали писать с натуры, а в качестве моделей приглашали друзей и родственников. Более того, художники братства отвергали социальную иерархию, распространявшуюся на портретную живопись тех времён, — социальный статус модели не имел значения в их системе ценностей, и поэтому богиню или святую запросто могли написать с продавщицы или никому не известной уличной девы. Несложно представить, какое волнение это вызывало в умах, скованных викторианской строгостью, и в сердцах самих женщин. Порой художников братства и вовсе называли вероотступниками, как, например, в случае с полотнами Милле "Христос в родительском доме" и Россетти "Благовещение", которые оказались слишком натуралистичными и жизненными для христианского общества.

Первым на смелые идеи прерафаэлитов обратил внимание Джон Раскин — один из самых влиятельных историков искусства и художественных критиков 19 века. И вот тут-то всё и переменилось. Сам Раскин проповедовал идею поиска божественного в природе и максимально естественном её изображении, опасаясь, что сама она скоро вовсе исчезнет из-за стремительной индустриализации, и был уверен: долг художника — запечатлеть натуральный облик окружающего, пока он еще не осквернен человеческой деятельностью. Убеждения Раскина оказались созвучны идеям братства — и прерафаэлиты получили серьёзные дотации и поддержку от критика. Раскин неоднократно давал одобрительные, но конструктивные оценки деятельности братства и в конце концов в письме к редактору Times сделал бескомпромиссное заявление о том, что именно работы прерафаэлитов могут лечь в основу новой художественной школы, более величественной и благородной, чем все, что знал мир за предыдущие 300 лет.
Основными сюжетами для работ ранних прерафаэлитов были библейские мотивы, произведения Данте Алигьери и шекспировские пьесы. В работах же поздних появились влияние произведений Оскара Уайльда, Шарля Бодлера и Теофиля Готье, стали более явными эротизм, культ красоты и эстетической изысканности. Идеи прерафаэлитизма распространились на многие культурные сферы, включая поэзию, издательское дело и предметный дизайн, однако одним из важнейших достижений новой школы стала трансформация образа женщины в сознании общества. Нередко прерафаэлиты создавали работы, затрагивавшие темы эксплуатации женщин и их несправедливо приниженного социального положения. В определенной степени предвосхищая первые идеи эмансипации, художники-прерафаэлиты создавали новый тип женственности в своих произведениях — таинственный, интеллектуально осмысленный и наполненный сложными эмоциями. На картине Уильяма Ханта "Проснувшаяся стыдливость" изображена падшая женщина, вдруг осознавшая своё унизительное положение, однако отрицательным героем изображен именно мужчина, не придающий значения духовным метаниям спутницы, а в поэме Данте Россетти "Дженни" речь идёт о другой стороне женского права свободного выбора — художник и поэт описывает девушку, наслаждающуюся сексуальной свободой и не испытывающую стыда перед обществом.

Litkovskaya FW 2019
Litkovskaya Fall 2019
Ann Demeulemeester Fall 2019
Ann Demeulemeester Fall 2019
Litkovskaya Fall 2019
Balenciaga Fall 2019
Balenciaga Fall 2019
Elie Saab Fall 2019
Balenciaga Fall 2019
Ann Demeulemeester Fall 2019
Balenciaga Fall 2019
Giambattista Valli Fall 2019
Ann Demeulemeester Fall 2019
Giambattista Valli Fall 2019
Giambattista Valli Fall 2019
Giambattista Valli Fall 2019
Elie Saab Fall 2019
Giambattista Valli Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Jil Sander Fall 2019
Lanvin Fall 2019
Jil Sander Fall 2019
Lanvin Fall 2019
Elie Saab Fall 2019
Marc Jacobs Fall 2019
Marc Jacobs Fall 2019
Stella McCartney Fall 2019
Marc Jacobs Fall 2019
Litkovskaya Fall 2019
Stella McCartney Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Stella McCartney Fall 2019
Johanna Ortiz Fall 2019
Shrimps Fall 2019
Altuzarra Fall 2019
Elie Saab Fall 2019
Erdem Fall 2019
Alexander McQueen Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Stella McCartney Fall 2019
Miu Miu Fall 2019
Lanvin Fall 2019
Miu Miu Fall 2019
Miu Miu Fall 2019
Erdem Fall 2019
Rick Owens Fall 2019
Lanvin Fall 2019
Jil Sander Fall 2019
Rick Owens Fall 2019
Litkovskaya FW 2019
Litkovskaya Fall 2019
Ann Demeulemeester Fall 2019
Ann Demeulemeester Fall 2019
Litkovskaya Fall 2019
Balenciaga Fall 2019
Balenciaga Fall 2019
Elie Saab Fall 2019
Balenciaga Fall 2019
Ann Demeulemeester Fall 2019
Balenciaga Fall 2019
Giambattista Valli Fall 2019
Ann Demeulemeester Fall 2019
Giambattista Valli Fall 2019
Giambattista Valli Fall 2019
Giambattista Valli Fall 2019
Elie Saab Fall 2019
Giambattista Valli Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Jil Sander Fall 2019
Lanvin Fall 2019
Jil Sander Fall 2019
Lanvin Fall 2019
Elie Saab Fall 2019
Marc Jacobs Fall 2019
Marc Jacobs Fall 2019
Stella McCartney Fall 2019
Marc Jacobs Fall 2019
Litkovskaya Fall 2019
Stella McCartney Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Stella McCartney Fall 2019
Johanna Ortiz Fall 2019
Shrimps Fall 2019
Altuzarra Fall 2019
Elie Saab Fall 2019
Erdem Fall 2019
Alexander McQueen Fall 2019
Givenchy Fall 2019
Stella McCartney Fall 2019
Miu Miu Fall 2019
Lanvin Fall 2019
Miu Miu Fall 2019
Miu Miu Fall 2019
Erdem Fall 2019
Rick Owens Fall 2019
Lanvin Fall 2019
Jil Sander Fall 2019
Rick Owens Fall 2019
01 00
Litkovskaya FW 2019
ПОДЕЛИТЬСЯ

Изменения также коснулись и эстетического восприятия женственности. Ориентируясь на моду Средних веков и необычно смешивая её с эстетическими пропорциями, актуальными в середине 19 века, прерафаэлиты "переодели" женщин из глухих и тяжелых платьев в свободные, струящиеся наряды, зачастую полупрозрачных фактур, со множеством вырезов и ниспадающих драпировок, повторяющих изгибы тела. О подругах и родственницах прерафаэлитов писали так: "...женщины без кринолинов, с развевающимися волосами, странные и необычные, как фантастические образы в горячке". Постепенно богемная и артистичная эстетика прерафаэлитов стала настолько популярной, что естественным образом определила и модные тенденции в дизайне интерьеров, предметов быта, а также предопределила развитие стиля модерн в 1900-х. Женская мода всё еще пребывала в тупиковом состоянии, до окончания правления королевы Виктории в 1901 году, однако на протяжении нескольких десятилетий под воздействием идеологии, главным образом, заложенной братством прерафаэлитов и их последователей, появлялось всё больше прогрессивных женщин, не желавших жить под гнетом предрассудков и условностей. Их необычный стиль, сексуальная раскрепощенность и экзотические по меркам пуританского общества увлечения вроде поэзии, науки или путешествий долгое время считались контркультурными и дикими, как и готическая эстетика, также популярная среди артистической богемы тех времён. Однако начиная с 1910-х годов принципы женской красоты стали стремительно меняться, и картины прерафаэлитов в немалой степени послужили одними из главных источников вдохновения для сотен тысяч женщин и кутюрье. К силуэтам и фактурам нарядов полотен Берн-Джонса, Милле, Уотерхауса и других обращались в 30-е, когда после мощного феминистического прорыва и всеобщей моды на всё мальчишеское женщины пожелали вновь походить на божества, а в процветающем Голливуде царила гламурная сказка. В конце 1960-х и на протяжении 70-х романтические идеалы вновь захватили общество, встревоженное бурным развитием технологий и производства и вовлеченное в сексуальную революцию. Средневековые и античные платья, длинные распущенные или уложенные на манер 14-15 веков волосы, свободные нравы — узнаваемый имидж прерафаэлитов пришёлся кстати спустя более чем 130 лет. В 2000-х смешение жанров и стилей вновь привело к цитатам братства прерафаэлитов, а в наши дни, когда вопросы женственности и свободы снова находят резонанс, а мода имеет выраженную ретроспективность, потрясающие наряды в стиле бунтарей Викторианской эпохи можно заметить почти в любой коллекции знаменитых модных домов. Для будущего осенне-зимнего сезона дизайнеры представили самые разные версии платьев и костюмов, напоминающих одеяния героинь прерафаэлитов: у бренда Litkovskaya монохромные платья, мягко очерчивающие фигуры моделей, включали в себя элементы украинской этники, на показе Balenciaga можно было заметить модерные вариации на тему викторианского авангарда, у Givenchy и Giambattista Valli на платьях расцвели нежные цветы, как в садах прерафаэлитов, у Ann Demeulemeester наряды будто создавались с оглядкой на насыщенные оттенки красного, пурпурного и фиолетового, популярные у оппозиционеров академизма, и напоминали "Медею" Эвелин Де Морган, а главный цвет художников братства, изумрудно-зелёный, присутствовал в коллекции Stella McCartney. На подиуме у Rick Owens и вовсе появлялись потусторонние готические версии дам прерафаэлитов с развевающимися волосами, бледной кожей, в одежде средневековых силуэтов, включающей соответствующие детали, например контрастные рукава, удлиненные накидки и чувственные оттенки природных фактур.

Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
Данте Габриель Россетти
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Эверетт Милле
Данте Габриель Россетти
Данте Габриель Россетти
Данте Габриель Россетти
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Данте Габриель Россетти
Эвелин Де Морган
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Эдвард Берн-Джонс
Эдвард Берн-Джонс
Джон Эверетт Милле
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Эверетт Милле
Фредерик Лейтон
Данте Габриель Россетти
Данте Габриель Россетти
Данте Габриель Россетти
Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
Фредерик Лейтон
Джон Эверетт Милле
Фредерик Лейтон
Данте Габриель Россетти
Джон Уильям Уотерхаус
Данте Габриель Россетти
Джон Эверетт Милле
Данте Габриель Россетти
Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
Данте Габриель Россетти
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Эверетт Милле
Данте Габриель Россетти
Данте Габриель Россетти
Данте Габриель Россетти
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Данте Габриель Россетти
Эвелин Де Морган
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Уильям Уотерхаус
Эдвард Берн-Джонс
Эдвард Берн-Джонс
Джон Эверетт Милле
Джон Уильям Уотерхаус
Джон Эверетт Милле
Фредерик Лейтон
Данте Габриель Россетти
Данте Габриель Россетти
Данте Габриель Россетти
Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
Фредерик Лейтон
Джон Эверетт Милле
Фредерик Лейтон
Данте Габриель Россетти
Джон Уильям Уотерхаус
Данте Габриель Россетти
Джон Эверетт Милле
Данте Габриель Россетти
Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
Джон Эверетт Милле
01 00
Джон Эверетт Милле
ПОДЕЛИТЬСЯ
ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).